ENG

RUS


   


   


Josephine Bosma
Between moderation and extremes (2000)
Тематика: Медиа-сообщества , Медиа-арт , Медиа-арт
Язык оригинала: английский

Отрывки из выступления на международном междисциплинарном симпозиуме «Pro&Contra», 1999г. (МедиаАртЛаб, Москва):

Сообщество сети Интернет вряд ли отличается от того, что находится оф-лайн (вне сети). Те небольшие существующие различия в культурных, социальных и политических структурах до сегодняшнего дня следует списать на счет специфики технологии Интернета и неопытности пользователей. Пока - ничего нового, потому что мы имеем дело с медиумом, все еще находящемся в развитии. Но, тем не менее, есть ощущение игры и новизны касательно глобальной сети, и это порождает и уже породило малые и великие мечты об улучшенном мире. В восторге от (и в исследовании) этого нового средства мы увидели мощную тенденцию к меж- и многодисциплинарной работе и сотрудничеству в относительно небольшой группе онлайновых культурных "застройщиков". А поскольку эйфория медленно угасает, то дисциплины и дискурсы начинают отделяться друг от друга, уступая столетним оф-лайновым структурам. Надо ли нам вмешиваться в этот процесс? В каких пределах существовали альтернативные структуры, и нужны ли они вообще? Возможно ли выдвинуться за границы как технологии, так и "традиционных" социальных структур? Я хочу в кратком анализе списка рассылки продемонстрировать то, что игнорирование критического отношения к фундаментальной структуре и внешнему восприятию чьего-либо проекта (с различных точек зрения) в итоге влечет за собой негативные и даже деструктивные последствия. Междисцплинарные исследования и теория жизненно важны для нейтрализации тенденции к сужению ряда возможностей, необходимых для оказания влияния на идущее созидание медиаобщества, в котором, по моему мнению, искусство играет значительную роль. Если приглядеться более пристально к нет-арту мы увидим этот сужающийся разрыв между критическим медиа дискурсом и нет-артом. За пределами этого списка мы видим другую опасность для искусства в сети - мощная тенденция к упрощению нет-арт дискурса посредством концентрации на веб-арте (в противопоставлении более широкой сфере нет-арта). И не имеет значения качество некоторых произведений веб-арта, так как веб-арт вообще не должен замещать нет-арт из-за своего недостатка знаний и осведомленности.

Связь между нет-артом и теорией жизненно необходима. Они должны развиваться вместе, чтобы обеспечить ведомственное принятие нет-арта и обращение с ним как с одной из практик современного искусства. Художественное образование и презентация - залог процветания, и даже если сейчас их заменили самообразование, исследование и само-презентация в Интернете, ведомственная практика все равно будет важна.

Неттайм и междисциплинарная теория

Развитие нет-арта подвергалось нападкам с двух сторон. С одной стороны - давно предсказанная институализация арта в Интернете через существующие арт-структуры, а с другой стороны - нет-арт отсекается от междисциплинарного дискурса и теории СМИ ключевым элементом одной из своих первейших и влиятельных площадок - временем Интернета. Нет-арт рассматривался как альтернативный или радикальный взгляд на нет-культуру в период с1995 по 1997, когда модерация mailning-листа, началась сначала незаметно, а потом и официально. Неттайм был начат в 1995 группой примерно из 10 "теоретиков СМИ" и "художиков", инициаторами были Пит Шульц и Гирт Ловинк. Среди художников были Пол Гаррин и Хит Бантинг. Проблемой неттайма было и остается то, что никогда не существовало четкого разъяснения или описания структуры, и в то же время программа была представлена как попытка создать сообщество. Проводились встречи и онлайновые дискуссии, где обсуждались цель и задачи создания данного списка и всех участников просили выполнять задания и разработать инструменты или дополнения к списку для общей пользы. Этот список предполагалось использовать как радикальную силу противодействия так называемой "диснейфикации" интернета во всех аспектах. Критические подходы "политических" механизмов (а такие политики могли быть везде - в правительстве, армии, коммерции, промышленности и технологии, СМИ или искусстве, и все были связаны между собой) были основной движущей силой. Быть членом Неттайма означало более или менее уравненное присоединение к этой битве с коммерцией, корпорациями, техно-невежеством и культурной обездоленностью. В то время как этот почтовый список (список рассылки) (и, конечно же, группа пользователей Интернетом) разрастался, и все больше и больше подписчиков присоединялись к нему затем, чтобы просто получать ежедневные информационные сводки, а не ради активного участия, усилилось желание достичь консенсуса. Список медленно преобразился из форума обмена мнениями в платформу. Был утерян баланс между активным дискурсом и индивидуальным продвижением. Арт-дискурс (я имею в виду не только дискурс по теории искусства, но и экспериментальные обмены внутри нет-арта) в подобной среде стал восприниматься как просто шум, так как он не следовал традиционным и гармоничным (см. академичным) стилям коммуникации. Впоследствии, сначала к художникам подошли индивидуально (вне рассылки), чтобы изменить их стиль общения (имея в виду следующее: им не следовало больше посылать экспериментальные тексты). В результате произошло первое и самое важное отделение группы художников от списка рассылки. После встречи Неттайма в Люблине в 1997, группа «Jodi», Хит Бантинг, Алексей Шульгин, Рейчел Бейкер и другие оставили список. Данное событие вызвало много дебатов за закрытыми дверьми, и было воспринято как необходимость, а поведение художников рассматривалось как провокация. Пол Гаррин, один из основателей неттайма, никогда не уходил из списка. Его проект "namespace" (пространство имени) имеет сильную политическую подоплеку, родился этот проект во время фестиваля тактического арта и СМИ n5m2 в Амстердаме. Не прошло и шести месяцев, как все сообщения и мнения Гаррина через лист-сервер стали причиной того, что "владельцам" сервера Питу Шульцу и Гирту Ловинку пришлось включить кнопку модерации (цензуры) и фильтровать все послания. По их словам, поступало много жалоб. Вероятно, что автором большинства из них был Тед Байфилд, оппонент Гаррина и самый главный модератор лист-сервера на сегодня. Таким образом, без открытого обсуждения и объяснений, экспериментированию и открытости на лист-сервере пришел конец. Неттайм заявлял и заявляет о своем профиле, как оказывающем поддержку или находящемся в поиске нового в области развития СМИ для общества. Хотя, на самом деле, это не так, из-за скрытых политических и личных мотивов некоторых модераторов (об экспериментах и открытости речь не идет). Нет-тайм превратился в сглаженную версию n5m с той лишь разницей, что n5m-арт все же остается частью дискурса, хоть и загоняется в угол политиками. Самая серьезная проблема нет-тайма - "его" нежелание поразмыслить над "своей " радикальной переменой - от форума обмена (с вкладами многих) к регулируемой платформе (с огромным влиянием меньшинства). И не только теория культуры страдает от этого сегодня, но и на эксперименты и мнения прошлых лет мы теперь смотрим с подозрением, отрицая их значение и влияние.

Нет-тайм интересен не только тем, что он собрал группу людей различного образовательного и профессионального круга. "Вещь" (The Thing) и "Колодец"(The Well) делали то же самое. Но "TheThing" объединила меньшую группу, и кругозор обсуждения был уже. Скорее это был и остаетсяесть арт-сервером, как в Америке так и в Европе. Что было интересно в неттайме, так это сильное присутствие неамериканского культурного вклада наряду с междисциплинарной тенденцией (или другими словами, разнообразие культур). Сейчас, когда неттайм сделал выбор и почти закрыл дверь перед артом, развитие нет- арта потеряло свою центральную идею - критическую междисциплинарную мысль с многокультурной перспективой. Развитие нет-арта сейчас в основном в руках художественных организаций, которые не только стремятся подчеркнуть обособленность художественной практики, но и имеют крепкие местные связи. Связь с местной художественной средой порождает сильное разделение внутри арт-дискурса онлайн, и не удивительно, что в результате мы имеем дело с доминированием американского арт-дискурса относительно восприятия нет-арта.

Дискурс нет-арта и мир арта (художественный мир)

Хотя проходит много интересных, иногда туманных конференций и фестивалей, посвященных специальным аспектам нет-арта в Европе и где-нибудь еще, тем не менее восприятие нет-арта как в он-лайне, так и в основных СМИ, все более зависимо от состояния нет-арта в США. Создание награды Вебби (The Webby) SFMOMA заставило пробудиться основные СМИ, но Вебби кажется почти логическим следствием того, что традиционный мир искусства открывается нет-арту в рамках американского контекста. Рассылки Вебби не похожи на телешоу, Вебби похожа на первый шаг в направлении приза Веб-ТВ. Утрата сознательного, межконтинетального, междисциплинарного дискурса по проблемам нет-арта дала выгодную позицию американскому арт-дискурсу, благодаря его доминированию по нескольким аспектам. Во-первых, язык (в немецко-говорящих странах существует мощный теоретический арт-дискурс и передовое положение в области теории нет-арта, но все это неизвестно, потому что публикации не переводятся на английский), а во-вторых - тот факт, что американцы сделали превалирующий вклад в развитие Интернета. И сейчас мы сталкиваемся с нет-арт дискурсом, находящемся под огромным влиянием американских экономических традиций и механизмов. Особенно возрастает роль и влияние веб-дизайнеров и программистов. Правила веб-дизайна медленно разъедают теорию и практику нет-арта, подобно кислоте, разъедающей железо. Сам термин "нет-арт" путают с термином "веб-арт" или вовсе заменяют один другим, как будто это одно и то же, особо не задаваясь вопросами. Традиционные практики арта слишком легко обращаются к структурно (в контексте базовой нет-технологии) и экономично значимой "группе" веб-дизайнеров за высшими знаниями (как они полагают) об этом средстве информации, о котором они сами знают так мало или вообще ничего. Исторический художественный анализ едва ли применим к нет-арту, а если и применяется, то только сквозь чуть ранее возникший видео-арт. Более глубокий исторический и поэтому более радикальный анализ различий Интернет и СМИ (радио и ТВ), включающий в себя глобальное экономическое и политическое развитие, так же редок. Замена термина "нет-арт" термином "веб-арт" влечет за собой пренебрежение историей искусства в политическом и экономическом контексте. Радикальный подтекст нет-арта заменяется менее угрожающими аспектами веб-арта, который в свою очередь, становится более компактным, легче усваиваемым и более ходовым.

Нет-арт продемонстрировал концептуальное совпадение всех художественных форм через разнообразие своих проявлений и неуклюжее определение всего этого как единого художественного "стиля". На деле у нет-арта есть потенциал подвергнуть сомнению историю поп-арта, в которой отправной точкой ранжирования художественных работ и самих художников (и для поддерживания экономической стабильности для других арт-профессионалов) явилась товарная стоимость искусства. Можно было бы говорить о критичной истории искусства, и если это звучит слишком резко, то о специализированной истории, как секретной истории, почти утерянной для последующих поколений. Внутри этой секретной истории мы можем обнаружить следы предшественников того, что мы называем нет-арт. Если мы объединим эти следы с междисциплинарным анализом современных ситуаций, окружающих нет-арт, мы могли бы (звучит как рецепт алхимика, но я должна подчеркнуть, что я не говорю о так называемом "духовном" восприятии искусств) достичь концептуальной, основной практики искусства в технологичном обществе. Возможно, что это самое невысказанное желание узнать, что же является основой художественного опыта, и ощущение того, что это знание близко (при использовании Интернета как посредника), и возбуждает и ведет многих нет-художников. Чем уже будет определение нет-арта, тем больше мы потеряем из виду эту почти "тайную" историю арта. С узким понятием нет-арта мы останемся в туннеле гипер-реальности СМИ.

In Russian: Между умеренностью и экстримом (крайностью). Разногласия между нет-арт теорией и арт-дискурсом

On-line коллекции медиа-искусства / Арт-активизм / Mailing list(s) / Network проекты / Сетевые радиостанции / E-zin(s)

Streaming media / VRML-art / Flash-Direct / ASCII / Java

© Информационно-исследовательский центр "МедиаАртЛаб".

Тел.: (095) 956-22-48
Тел./факс: (095) 291-21-72
E-mail: mediaforum@danet.ru

Медиа-арт Медиа-институции Медиа-события   Медиа-сообщества   Медиа-технологии Библиотека


© 2001—2024 @Division.ru