ENG

RUS


   


   



DATA RECYCLING (2000)

Media Perception/Media Art/Media Technology
Язык оригинала: английский

Компостирование, реутилизация и сортировка: художественные Интернет-проекты, избавляющие зрителя-пользователя от инфомусора.

Хорошие новости из США: фирма "Имаджекс" из Массачусетса создала "Декопир", который из фотокопий снова делает чистые страницы. Прибор отсасывает тонер (красящий порошок) с напечатанной страницы, оставляя пустой лист бумаги, на котором снова можно писать или печатать. Единственный недостаток изобретения - "Декопир" стоит 45.000 долларов, но фирма уже работает над более дешевым вариантом. Однако и при теперешней цене в "Имаджексе" полагают, что для фирмы, которая будет ежедневно вторично перерабатывать 1000 страниц, покупная цена окупится за 18 месяцев.

Такие приборы как "Декопира" могут ликвидировать большой пробел на рынке современных технологий. Снабжение офисов ксероксами, факсами и компьютерами привело не только к увеличению потребления бумаги; это способствовало прежде всего взрывному умножению информационных данных. По ту сторону материального пространства, в мире компьютерной сети Интернет, преобразованная в цифровой формат информация размножается с неимоверной скоростью. При том, что никто не может назвать точные цифры, можно предположить, что количество вэб-сайтов в "сети сетей" в настоящий момент удваивается каждые 53 дня1. Интернет развился из академического архива в необозримые информационные джунгли, ассортимент которых испытывает выдержку терпеливых веб-серферов. "Когда-то информация была дефицитом и драгоценна, как икра, сейчас она стала такой же распространенной и обычной, как картофель", - пишет в своей книге 1977 года "Data Smog" американский журналист Дэвид Шенк2.

В то же время совсем недавно появилась целая серия новых сетевых художественных проектов, которые делают с он-лайновым информационным потоком то же, что делает "Декопир" от "Имаджекса" с очищаемой от печатного слоя бумагой: они удаляют отходы и вторично перерабатывают ставшие ненужными и неудобоваримыми данные. Далее речь пойдет о четырех работах сетевого искусства, которые сами gо себе являются ироничным комментарием к возрастающему множеству "Data Trash" (термин Артура и Марилуизы Крокер) в эпоху информации, технологическим дополнением, которое, способно закупорить не только Интернет, но также и наши собственные каналы восприятия.

Работы "The Landfill" (1998) Марка Нейпира3, "Dump Your Trash" (1998) Карла Хайнца Йерона и Иоахима Бланка4, "Multi-Cultural Recycler" (1996) Эми Александер5 и "ArchiVirus" (1998) Ману Лукш, Армин Медоша и Рихарда Штенцеля6 - это проекты нового поколения сетевого искусства, в центре внимания которых проблема удаления информационных отходов. Каждая из работ дает своему зрителю-пользователю возможность творчески освободиться от его собственных цифровых данных, или, по выражению авторов АрхиВируса, избавиться от них "ритуально".

"The Landfill" (Мусорная свалка) нью-йоркского художника Марка Напье предлагает посетиителю сайта очистить свои нематериальные, цифровые он-лайновские данные от отходов. Нейпир для этого запрограммировал вымышленный интерфейс, куда пользователь копирует собственные файлы с данными из чужих вэб-сайтов, таким образом, расправляясь с мусором. В течение нескольких секунд эти данные возникают на мониторе компьютера, иногда в фантастических комбинациях с инфо-отходами других пользователей сетей.

Вопреки желанию преодолевать горы мусора слой за слоем, зачастую зарываешься в проклятую информацию еще глубже. В этом порожденном компьютером коллаже наряду с неразборчивыми текстами внезапно появляются до боли знакомые изображения из сети. Логотип поисковой машины Yahoo!, домашние странички CIA, пресс-релизы от Microsoft и playmates из интернетовских сайтов "Плэйбоя" растворяются в неразберихе, в то время как они могли бы действительно тихо разрушаться на компьютерном сервере Напье как на интернетовской компостной куче. За всем этим - послание, обращенное в будущее: содержание будет обесцениваться и когда-нибудь превратится просто в графическое сырье.

Подобно лучшим произведениям сетевого искусства, "The Digital Landfill" через эти "визуальные выжимки" использует Интернет с его специфическим медиальным свойством в качестве культурного материала. Напье подчеркивает, что для него в этой работе в меньшей степени речь идет о ликвидации данных, и на самом деле данные не исчезают, а только освобождаются от логических взаимосвязей, от "материальности": " Если цифровой текст лишить его контекста и внутреннего порядка, он смотрится завораживающе. Я хочу обратить внимание зрителя-пользователя на эти электронные, текстуальные, цифровые материи, вынуть их из контекста и тщательно рассмотреть, воодушевить ими зрителя. Оставленная на память, эта текстовая информация может быть прекрасной"7. Искусство мусорной свалки, основанное на принципе изъятия данных из сети, находится в русле тех традиций современности, которые обращают нас к реди-мейдам Дюшана, и к которым коллажи немецких дадаистов относятся точно также, как ассамбляжи объединения "Флаксус" 60-х годов или апроприационное искусство (Appropriation Art) 80-х годов.

"The Landfill" можно было бы назвать частью автоматизированного поп-арта: напластование друг на друга иконографий интернетовской массовой культуры напоминает приемы трафаретной печати Роберта Раушенберга, разумеется с одним важным отличием: в " The Landfill" невозможно сосредоточение художника на эксплуатировании одного мотива. Напротив, проект возникает из суммы всех "пользователей", которые принимают участие в одном из видов коллективного произведения искусства. Напье: "Мне нравится случайное и непредсказуемое значение этого проекта, который развивается благодаря своим пользователям. Каждый может участвовать в "The Landfill" и каждый вносит свое собственное представление об этой работе. Некоторые люди пожертвовали их собственные цифровые произведения искусства, другие добавили анимацию или простые интерактивные игры, или просто только свои е-мэйлы8.

Берлинские художники Иоахим Бланк и Карл Хаинц Йерон тоже работают над проблемой вторичной переработки интернетовского информационного мусора. Они сами описывают художественное поле своей деятельности как "информационный смог" и "реутилизация информации", и даже адрес сервера в Интернете, на котором находятся их сетевые проекты, говорит сам за себя: sero.org.9. Зеро это сокращение от "Утилизация вторичного сырья". Так называлось в ГДР одно "народное предприятие", которое собирало бумагу, стекло и другие поддающиеся вторичное переработке материалы; сегодня "Зеро" является предприятием, акции которого котируются на бирже и которое имеет собственный вэб-сайт. (На домашних страничках Бланка и Йерона уделено внимание также и деятельности "коллег", которые ответственны за мусор в реальном, а не виртуальном мире).

В "Dump Your Trash" Бланк и Йерон предлагают услугу, представая в качестве некоего хозяйственного предприятия: специальная программа может зарегистрировать ваши вэб-адреса в формуляр на Sero.org-сайте и послать спустя некоторое время по е-мэйл "электронное подтверждение получения данных" для вторичной переработки ваших домашних страниц. Кто кликнет утилизованные странички, тот обнаружит там светло-серую, выглядящую несколько отчужденно копию собственного сайта, которая по желанию может быть высечена также в мраморе или граните; за отдельную плату можно также транспортировать ее домой, утешаясь тем, что располагаешь чем-то увековеченным в камне. Таким образом, домашняя страничка, которая должна давать подлинное жизненное сообщение и обеспечивать средство существования автора, становится, своего рода, мобильной надгробной плитой. "Dump Your Trash" переводит имматериальные, цифровые данные снова в "meat space", настоящий, материальный мир, в информацию все еще нуждающуюся в представлении с помощью медиа, чтобы иметь возможность существовать.

Предыдущие работы Бланка и Йерона также были обращены к всемирному информационному потопу, который выплескивается на пользователя. В работе "ithout address" ("Без адреса") 10, которая была сделана в 1997 году для Кассельской Документы, пользователь мог бы ввести свое имя в поисковую систему, которая выдавала бы ему его собственные бессмысленные, графические отчужденные страницы. Таким образом, к концу выставки на сервере было генерировано десять тысяч непонятных, искаженных вэб-страниц: художественный комментарий к безумной жажде информации в Интернете, но также и к мнимой "интерактивности" сетевого искусства. Хотя проект больше не существует, случайные цифровые странички можно все еще обнаружить в сети.

Ману Лукш, Армин Медош и Рихард Штенцель дословно интерпретируют понятие "вторичная переработка информации" в их проекте "ArchiVirus". Если скопировать одну небольшую программу из Интернета в свой компьютер, можно на собственном жестком диске разобрать все письменные документы на составные элементы в короткое время: на экране дисплея появятся все упорядоченные в алфавитном порядке буквы из файла, который обрабатывался с помощью "ArchiVirus", вместе с ироничным требованием использовать это в качестве сырья для нового текста. В противоположность "The Landfill" и "Dump Your Trash", "удаление отходов" информации при наличие этого "философского инструмента" не является символическим; файл, который хотя бы один раз обрабатывался "ArchiVirus", на самом деле становился более непригодным. В настоящее время разрабатывается интернет-версия на языке программирования Java.

"Как только жесткие диски Gigabyte станут такими же дешевыми, как простая деревянная полка, исчезнет страх и сомнение при отсортировывании и стирании информации", - пишет художник в "руководстве по эксплуатации" к своей работе. "Мы можем себе позволить все сохранить. Наша основная забота в дальнейшем состоит в том, как снова обрести сохраненное в памяти компьютера. Сохранение, собирание, накопление - это культурные технические приемы, и они будут всегда защищаться обществом. Забывание наоборот считается негативным явлением. Именно в память о чем- или о ком-либо возводились величайшие дворцы и монументы, создавались музеи , библиотеки, архивы, открытые и частные собрания"12. "ArchVirus" в борьбе с механизмами напоминания создает автомат забывания.

Эми Александер в проекте "Multi-Cultural Recycler" тоже использует цифровые данные в качестве сырья для имматериальных коллажей: на ее сайте можно объединить изображения, получаемые с помощью нескольких установленных в разных местах вэб-камер в некий новый образ. Эти вэб-камеры являются сетевым изобретением, которое с 1994 года пользуется все возрастающей популярностью: они непрервно воспроизводят изображения различных мест и транслируют их через Интернет по всему миру. Это может быть стройка на Потсдамской площади в Берлине, или офис какого-нибудь мультимедиа-агенства в Лондоне, или просто кофеварка в столовой какого-нибудь американского университета. "Multi-Cultural Recycler" собирает изображения письменных столов, машин, бытовых приборов, унитазов и генерирует из них по случайному принципу новые изображения, которые имеют почти живописное качество.

Для Эми Александер, инициатора проекта "Multi-Cultural Recyclers", эта комбинация изображений является еще и новой комбинацией сетевой и национальной культуры различных стран: " С одной стороны, вэб-камеры - это однозначный элемент сетевой культуры, но, с другой стороны, они отражают еще и индивидуальные, например, национальные культуры, к которым принадлежат пользователи."13 Этим намерением объединить различные, географически и культурно далеко друг от друга удаленные места, проект напоминает более ранние, охватившие мир утопии футуристов, в которых "беспроводные фантазии" упразднения физического пространства благодаря новым технологиям уже сыграли свою роль в начале этого столетия.

Художественные проекты, посвященные проблеме реутилизации, выявляют новую тенденцию в сетевом искусстве. В более ранних крупных сетевых работах, относящихся к середине 90-х годов, речь шла не об уничтожении, а напротив, о накоплении информации. К этому времени Интернет одинаково очаровывал как художников, так и теоретиков искусства как "бесконечный архив", часто сравниваемый со знаменитой "Вавилонской библиотекой", которую описывал Хорхе Луис Борхес14. Некоторые ранние художественные проекты сетевого искусства были основаны на сборе и анализе информации. В первом сетевом проекте Антонио Мунтадаса "File Room" (1994)15, пользователь мог, например, в случае художественной цензуры вводить информацию в банк данных, которая потом могла быть заархивирована в режиме он-лайн и затребована 16.

Ева Грубенгерс в проекте "C@C - Computer Aided Curating" (1994)17 предложила вид "самоуправляемой" он-лайновой галереи, в которой художник может показывать свои работы в обход куратора, галереи или музея прямо в Интернете18. Участвуя в проекте, пользователи совместно наполняли содержанием существующие сетевые инфраструктуры, так что в сравнениии с тремя рассмотренными выше способами обработки информации данный проект преследует обратную цель: не накапливать "содержание", но уничтожать его. В том, что описанные здесь новые проекты на самом деле производят еще больше информационного мусора есть своя тонкая ирония.

Не случайно, что четыре описанных проекта, оперирующих "Инфомусором", возникли почти в одно и тоже время (в первой половине 1998 года), в момент, когда успели пройти первая интернетовская эйфория, утопические умозрения и идеалистические фантазии начала 90-х годов. Все работы выполнены совместно художниками, которые пользуются авторитетом как "ветераны Интернета": особенно заметна эволюция от "интернет-идеализма" первой поры в сторону разрушения иллюзий настоящего времени на примере художественной жизни Иоахима Бланка и Карла Хайнца Йерона, которые являются одними из основателей завершенного в начале 1998 года Интернет-проекта интернационального города19.

Их видение такого города представлено в каталоге Ars Electronica 1995 года следующим образом: "Человек находится в центре интернационального города как активный участник , а не только как потребитель... Он находит в Интернете готовую инфраструктуру, которая делает возможными коммуникацию и обмен информацией на интернациональном уровне"20. Спустя три года "коммуникация и обмен информацией" в Интернете стали для Бланка и Йерона только инфо-отходами. Одним из важнейших достижений интернационального города было предоставление его "жителям" возможности размещать на сервере проекта собственные домашние страницы. Тем более их поздний проект "Dump your trash" может быть расценен как саркастический жест, когда такие домашние странички становятся объектами "виртуальной чистки".

В одном ставшем знаменитым интервью Маршала Маклюэна 1969 года "Плейбою" он размышляет над тем, что "новые медиа" со времен изобретения книгопечатания "готовили наше общественное пространство к насилию и возбуждению, с тем чтобы человеческая нервная система могла все это переносить." Тогда как Маклюэн полагал, что можно превратиться в инфо-самоубийцу с механическими протезами для органов чувств, такие художественные критики как Нил Постман или Клифорд Столл представляли Интернет недавнего прошлого как накопление лишенной смыслового контекста информации: "Наши сетевые работы могут быть дорогостоящими, не оправдывать надежды и даже становиться препятствием для полезной работы, - пишет К.Столл. - Мы находимся в неискреннем "сверхпродвинутом" мире, лишенном тепла и человеческой доброты. Инфраструктура, изобилующая информацией, отвечает лишь малому числу общественных потребностей и деловых интересов. В то же самое время она является непосредственной угрозой для самой ценной части нашего общества, включая школы, библиотеки, общественные институции."21

В противоположность классическому культурному пессимизму, представленные проекты наделяют пользователя активной позицией по отношению к сетевой инфо-энтропии. Их авторы не только не сдаются перед Интернет с его информационными завалами, но более того сражаются с ним его же собственным оружием и на его собственной территории. Тем, что они предлагают пользователю творчески и самостоятельно расправляться с инфо-потопом , они лишают власти архив интернета. "Dump Your Trash", "ArchiVirus", "The Multi-Cultural Recycler" и "The Landfill" обращают внимание на возможность самоопределяющего независимого общения с Интернетом и с его необозримым множеством информативных данных.

На вопрос, как он сам обходится с проблемой того, что предложение информации превышает спрос на нее, автор проекта "Landfill" ответил: " Я пытаюсь избегать газет, журналов, радио и телевидения, так далеко это заходит"22. Все художники, авторы описанных здесь произведений, принадлежат к одному поколению, которое выросло в ситуации переизбытка информации, и научилось маневрировать в ее потоках. Их сетевые проекты показывают, что существуют иные методы решения проблемы "Инфо-самоубийцы", помимо приенесения себя в жертву или капитуляции. Данные, которые обрушиваются на нас из Интернета , могут также служить сырьем для собственных произведений. И созданные из этого сырья цифровыве коллажи - такие как в "The Landfill" или "Multi-Cultural Recycler" - обладают собственной, идиосинкразической красотой.

Дополнение:

Работа над статьей была уже завершена, когда я натолкнулся в интернете на вэбсайт "Информационный супер-коллайдер" ("Information Super-Collider") (*коллайдер - физ. ускорительная установка на встречных пучках) американца Тревора Блэквелла (Trevor Blackwell). Его "коллайдер", смешивает информацию с различных домашних страничек по случайному принципу. Из данных HTML-страниц различных серверов программа автоматически составляет новые страницы, чем очень напоминает четыре художественные проекта, представленные в этой статье. Блэквелл (Blackwell) все же является не художником, а служащим в компьютерном центре американского элитного Гарвардского университета. Его проект "Supper-Collider" (который, впрочем, в каталоге Ars Electronica значится в категории "сетевое искусство") находится в сети еще с 1994 года, то есть существовал целых три года, прежде чем художник пришел к идее "отправить в утиль" цифровые данные.

Его технически отточенный проект показывает, что перепад между High Art и Low Culture в Интернете все еще очень незначителен. То, что в определенном контексте рассматривается как произведение искусства, в другом контексте является удачным программным трюком одержимого компьютерами служащего одного из вычислительных центров. Тот, кто хочет поместить указанные в этой статье проекты в историю искусства, может установить их связь с коллажами и ассамбляжами таких дадаистов как Джон Хартфельд, Ханна Хёх и Эрнст Швиттерс, с такими представителями "Флаксуса" как Даниель Спьёрри, Вольф Фостел или Арман, он может сравнить их с такими разными художниками как Марсель Дюшан, Энди Уорхол, Жозеф Кошут или Хаим Штамбах.

Но с другой стороны, работающие с "инфомусором" проекты, о которых говорилось в этой статье, являются также удачными "hacks" - маленькими техническими шедеврами программирования. В настоящий момент все еще различают такие понятия, как важнейшие задачи искусства в Интернете и технологические образцы Интернета. И от этого искусство в Интернете часто больше похоже именно на hacking, чем на художественную продукцию.






1.Quelle: http://www.netcraft.co.uk/Survey/

2.Shenk, David: Data Smog - Surviving the Information Glut, London 1997 (Abacus), S. 11

3.Mark Napier: The Landfill (1998), http://www.potatoland.org/landfill/

4.Blank & Jeron: Dump you trash (1998), http://sero.org/sero/dyt/

5.Amy Alexander: The Multi-Cultural Recycler (1997), http://shoko.calarts.edu~alex/recycler.htmt. Проект получил "Honorary Mention" в категории "сетевое искусство" на Ars Electronica в 1997 году.

6.Manu Luksch, Armin Medosch, Richard Stenzel: ArchiVirus (1997), http://www.sil.at/m/AV/

7. Е-mail автору от Марка Напье, от 10 июля 1998 года

8. Е-mail автору от Марка Напье, от 9 июля 1998 года

9.http://sero.org/

10.Blank & Jeron: without addresses (1997), http://www.icf.de/without_adresses/

11. Из "Руководства по эксплуатации ArchiVirus", http://www.sil.at/m/AV/manual.html

12. Там же

13. Е-mail автору от Эми Александер, от 2 августа 1998 года

14. Ippolito, John: http//www, in: (Kat.) Deep Storage, Munchen/New York 1997 (Prestel), 157 - 163

15.http://www.cd.sc.ehu.es/FileRoom/documents/TofCont.html

16.gl. Muntadas, Antoni: The File Room, in: Gerbel, Karl; Peter Weibel (Hrsg): Mythos Information - Welcome to the Wired World, Ars Electronica 95, Wien/New York 1995 (Springer), 285 - 289

17.http://www.icf.de/CAC/

18.Vgl.: Grubinger, Eva: CAC - computer aided curating, in: Gerbel, Karl; Peter Weibel (Hrsg): Mythos Information - Welcome to the Wired World, Ars Electronica 95, Wien/New York 1995 (Springer), 245 - 247

19.Интернациональный город, http://www.icf.de

20. Интернациональный город: Идеальный город в интернете, в.: Gerbel, Karl; Peter Weibel (Hrsg): Mythos Information - Welcome to the Wired World, Ars Electronica 95, Wien/New York 1995 (Springer), 254 - 257

21.Stoll, Clifford: Silicon Snake Oil, London/Basingstoke 1996 (Pan), 233

22. Е-mail автору от Марка Напье, от 9 июля 1998 года

23.Trevor Blackwell: The Information Supercollider (1994), http://www.eecs.harvard.edu/collider.html

In Russian: Вторичная переработка информации

On-line коллекции медиа-искусства / Арт-активизм / Mailing list(s) / Network проекты / Сетевые радиостанции / E-zin(s)

Streaming media / VRML-art / Flash-Direct / ASCII / Java

© Информационно-исследовательский центр "МедиаАртЛаб".

Тел.: (095) 956-22-48
Тел./факс: (095) 291-21-72
E-mail: mediaforum@danet.ru

Медиа-арт Медиа-институции Медиа-события   Медиа-сообщества   Медиа-технологии Библиотека


© 2001—2024 @Division.ru