Фестиваль "Trash-art" как художественный проект
http://www.da-da-net.ru/TrashArt

Фестиваль Трэш Арт изначально был задуман как художественный эксперимент, основанный на идеологической и эстетической провокации. В основе этой провокации лежит творческая субверсия по отношению к трем контекстуальным уровням:
1) контекст непосредственно места проведения фестиваля -Интернет;
2) контекст, определяющий эстетическую стратегию, а именно - развитие современного искусства;
3) идеолого-политический контекст.

Особо подчеркнем, что несмотря на то что само слово "трэш", казалось бы, весьма четко работающее как определяющее качество контента, т.е. готового результата, отработанного или изначально неутилитарного, тем не менее главным объектом внимания, а следовательно, и исследования стал процесс или механизм производства художественного, в данном случае дигитального сетевого мусора. Причем сама концепция эстетического мусора может рассматриваться как действенная метафора, т.е. проблема полезности/бесполезности иррационального творчества художников в сугубо прагматическом контексте информационного обмена в пространстве Интернета. В то же время концепция мусора может рассматриваться и в функциональном плане как исследование художниками возможностей иного нецелевого использования медиа-технологий, включая оборудование и средства его эксплуатации, в частности, программное обеспечение. Для нас было программно важно создать максимум условий для свободного развития проекта для того, чтобы получить как можно более адекватную картину главных, в основе своей субверсивных, настоящих художественных стратегий в плане художественного апроприирования электронных сетей. И в этом смысле концепция мусора проявляет свою эффективность, поскольку, как весьма ярко отражено в одной из глав романа Дона Делило "White Noise", мусор, будучи бесконтрольным производством цивилизации, обнаруживает скрытую от глаз и неявленную на поверхности повседневности жизнь, в нашем случае идей и стратегий.
Итак, в отсутствие предварительного отбора авторам проекта предлагалось самостоятельно регистрировать свои работы соответственно трем наиболее, на наш взгляд, популярным идеологическим художественным стратегиям-классификациям, а именно: Анархический проект, Экологический и Радикально Конформистский. После этого ссылки автоматически попадали на страницу с общим списком поступивших на фестиваль проектов. Далее каждый из посетителей мог создать свою собственную коллекцию-выставку из понравившихся ему работ, размещая их в мусорных бачках на главной странице. При этом страница сохранялась под его логином и могла быть доступна другим зрителям только в том случае, если автор коллекции сообщал свой пароль для входа через дискуссионный лист. Открывающаяся же при загрузке сайта экспозиция на главной странице формировалась совместно членами жюри и кураторами. В результате, как мы и предполагали, к участию было заявлено большое количество нехудожественных или не-интернетовских проектов, в частности, сайты организаций, он-лайновые галереи. Другими словами, их авторы как бы добровольно отнесли свою деятельность к мусору, например, питерский клуб киберфеминисток представил себя как мусорное искусство. Помимо иронии, в таком целенаправленном размывании границ сетевого искусства обнаруживается очень продуктивная в своем потенциале попытка обнажить механизмы художественного проектирования. То есть в той неустойчивой содержательной среде, которая воссоздалась в рамках фестиваля благодаря дисбалансу между весьма четкой его концепцией и очень разнородными проектами, как противостоящие и дополняющие друг друга становятся наглядно обозримы две методологические тактики сетевого, равно как и медиа, искусства. Это производство содержания, с одной стороны, и процессирование, или обработка содержания, с другой. Все претензии, предъявляемые традиционалистами к радикалам, в своей основе имеют протест против стремления последних строить свою стратегию на деструкции произведенных до них и ставших общеупотребительными ценностей, не производя при этом ничего качественно нового.
В этой связи показательна характерная для современных методов политического противостояния тактика конкурентной борьбы с ее очень активно сейчас муссируемой стратегией информационных войн, когда путем целенаправленной переработки информация превращается в оружие, в то время как ее потребитель - он же, формально делегировавший право вести эту борьбу в своих интересах, т.е. народ сохраняет пассивную позицию и наблюдателя за тем, как над его головой ни за что ни про что рвутся бомбы. И здесь совершенно понятно, почему установка на интерактивность современного медиа-искусства становится не столько инструментом активизации позиции зрителя/потребителя, сколько очередным предоставленным фиктивным правом выбора из некоторого количества опций, ведущих к неизбежному результату. Потому что пользователь остается отчужден от самой программы. Драматизм ситуации заключается в том, что в подобном же положении заложника институционального программирования оказывается и художник, чье функционирование заключается либо в формальном представительстве, т.е. репрезентации производных от уже циркулирующих и поддерживаемых институциональным дискурсом стереотипных представлений, либо же он паразитирует на аннигилирующе-субверсивном отношении к этому дискурсу. Продуктивным выходом здесь может оказаться альтернативное арт-проектирование и арт-программирование. Попыткой реализовать подобный подход и явился сетевой фестиваль Трэш Арт, где субверсия предполагает не столько критику или аннигиляцию регрессивных тенденций в развитии новых форм информационного обмена, куда очень плотно встроено современное искусство, сколько через анализ функционирования механизма в целом наметить наиболее продуктивные и радикальные развивающиеся на сегодня методы системной реконструкции.
Большая часть проектов, попавших в номинанты фестиваля, представляют собой деструктивное отношение к информации как объекту для переработки. Причем, авторы этих проектов разделяются на тех, кто имеют целью представить реутилизированный и таким образом приобретший новое качество контент (наиболее яркие примеры: "Search Collision" Фредерика Мадре <http://pleine-eau.com/trucs/index.htm>и "Imperialism" Яна Кембелла <http://www.islandnet.com/cgi-bin/ms2/ianc/imperial>), и тех, кто сосредотачивают внимание на самом механизме этой переработки в действии. Среди последних программно следует этой стратегии литовский художник Миндаугас Гапсевичюс, представивший несколько проектов, отнесенных некоторыми членами жюри к стилю Jodi. Победители фестиваля, получившие главные призы по трем номинациям, представляют скорее репрезентативные стратегии, когда локализованная в сети художетвенная работа вполне может быть расценена как самодостаточная, являя собой законченный результат. Так, Фредерик Мадре (лучший анархический проект), исследуя проблему порнографии в своем проекте "m.s.t" <http://pleine-eau.com/n7/fred/mst.html>, деструктурирует человеческое тело и эмансипирует отдельные его составляющие в гиперболизированных изображениях. Группа Intima (лучший экологический проект), следуя в русле приверженцев минималистских жестов, реализует свой проект "zvrst3" <http://www2.arnes.si/~kdsbble3/zvrst3/> в форме транслируемого через RealAudioPlayer декларативного высказывания - "Не спрашивай, что ты можешь сделать для своей страны, спрашивай, что твоя страна может сделать для тебя ("не спрашивай, что ты можешь сделать для своей страны, спроси, что твоя страна может сделать для тебя") - в духе наиболее показательных социальных работ Гии Ригвавы. А "Система обработки врага" Намнияз Ашуратовой (лучший радикально конформистский проект) <http://195.42.131.152/> - это интерактивный конструктор для сборки образа своего врага. В то же время среди победителей оказались (специальные призы) и приславшие на фестиваль сразу по несколько проектов художники, активно эксплуатирующие окружающий Интернет-контекст, либо технологическую специфику сетевых технологий. Среди них Миндаугас Гапсевичюс ("fw: [7-11]< http://www.o-o.lt/mi_ga/empty/fw.html>, "disk defragmenter" <http://www.o-o.lt/mi_ga>), Ян Кембелл ("Imperialism" <http://www.islandnet.com/cgi-bin/ms2/ianc/imperial>, "Dark Meat" <http://freecenter.digiweb.com/arts/popwerks/pdarks.htm>) и Алексей Шульгин ("Remedy for Information Disease" <http://www.desk.nl/~you/remedy>, "386 DX Cyberpunk Rockband" <http://www.easylife.org/386dx>).
Таким образом, результаты фестиваля подтверждают тот факт, что Интернет как пространство для творчества открыт относительно легкому и эффективному осуществлению и апроприированию любой арт-стратегии, в том числе и кураторской. Дальше начинается естественный отбор: to trash, to favorites, or to favorites of trash.