«В известном смысле, мои работы предлагают очень реалистичный образ
наших обществ, нашей культуры, нашей религии, нашей политики. Но в то же
время в них есть эмоциональный уровень и мистический уровень, раскрывающие
иной пласт… идею поэзии и красоты, которая также является одним из
аспектов этой культуры, но недооценивается уже многие, многие годы». Ширин
Нешат
Американская художница иранского происхождения Ширин Нешат является
сегодня одним из наиболее популярных и оригинальных авторов, работающих в
кино и с видео.
Американская художница иранского происхождения (с 1974 года живет и
работает в Нью-Йорке) родилась в Иране, в городе Казвин в 1957 году.
Окончив школу, переехала в США, где изучала историю искусства в
Калифорнийском Университете в Беркли. Революционные события 1979 года
помешали возвращению Нешат на родину, и только в 1990 году она снова
оказалась в Иране, где за эти годы произошли кардинальные изменения.
Потрясенная увиденным, Нешат назвала свою поездку «пугающей» и отнесла к
событиям, «наиболее шокировавших» ее в жизни. Поездка во многом определила
характер ее творчества, вдохновила на создание произведений, затрагивающих
проблемы мусульманского общества. В фотографических сериях «Unveiling»
(«Разоблачение», 1993) и «Women of Allah» («Женщины Аллаха», 1994 - 1997)
Нешат передает свое неоднозначное отношение к идеологии феминизма и
Ислама. Художница признает свою очарованность Востоком, но не скрывает
внутренней отстраненности от него. На фотографиях серии «Женщины Аллаха» в
качестве модели выступает сама Ширин Нешат.
В 1996 году Нешат начала экспериментировать в области
кино. Трилогия видео-инсталляций в форме двойных видео-проекций развивает
темы ее ранних фотографических работ. Три фильма «Turbulent»
(«Беспокойный», 1998), «Rapture» («Восторг», 1999) и «Fervor» («Страсть»,
2000) сфокусированы на противопоставлении мужской и женской роли в
исламском обществе. Подчеркивая разделение мира на «мужское» и «женское»,
Нешат проецирует свои фильмы на противоположные стены, помещая зрителя в
центр художественного пространства, заставляя его играть активную роль.
Видео-работы Нешат минималистичны по своему художественному решению и,
подобно ее фотографиям, выполнены в черно-белой гамме. Костюмы героев и
символы, вызывающие ассоциации с религиозными и социальными кодами
исламского общества, метафоричны и оказывают на зрителя почти
гипнотическое воздействие. Контрасты во взглядах на роль мужчины и женщины
в странах мусульманского мира подчеркиваются контрастами цвета. В 1999
году вышел фильм Нешат «Soliloquy» («Монолог»). Главная героиня (не
исключено, что этот образ во многом автобиографичен) находится в
непрерывном диалоге с Востоком и Западом, между традицией и
современностью. «Turbulent» принесла автору международную премию на
Венецианской Биеннале и международную известность.
В числе последних работ Нешат - видеофильмы, созданные
в 2001 году: «Possessed» («Одержимая»), героиня которого всем своим
обликом и поведением противоречит стереотипным представлениям о том, как
должна выглядеть «женщина Востока», и «Pulse» («Биение»). В каждом фильме
универсальное значение раскрывается через рассказ о частном. В этих
рассказах нет диалога, автор пользуется языком поэтических образов.
Неотъемлемой частью работ Нешат стало звуковое сопровождение. Экзотическая
музыка и вокал усиливают магнетизм визуального ряда. Сьюзан Дейхим - автор
почти всех саундтреков к работам Нешат - помогает ей мастерски
использовать и сочетать в своих работах различные музыкальные традиции.
Летом 2001 года в нью-йоркском Линкольн Центре состоялась премьера
совместной работы Ширин Нешат и Филипа Гласса - фильм «Passage»
(«Шествие»).
Творчество Ширин Нешат получило заслуженное признание
во многих странах. Ее выставки прошли в крупнейших музеях и галереях США,
Германии, Австрии, Италии, Великобритании, Швеции, Японии.