Медиаискусство в музейной среде
Музей как центр культурной анимации: за и против искусства новых технологий/
Медиаискусство в культурном архиве: проблема музеефикации/ Проблема
восприятия произведения медиаарта/ Критерии оценки и форматы хранения
медиаискусства
Чем более активно медиаискусство, т.е. искусство,
оперирующее «движущимися образами», ищет своего места в музее, тем более
возникает ощущение, что для музейной институции эта тенденция чревата
кризисом. Некоторые приветствуют подобное развитие, надеясь, что в
результате кризиса, музей, отказавшись от своей устаревшей и неоправданной
претензии на элитарность, станет более открытым, привлекательным и доступным
широкой публике. Другие же, напротив, опасаются, что, присоединившись к
великой медиасети, музей потеряет свою автономию и превратится в
художественный Диснейленд для «возвышенного» развлечения. При этом все эти
надежды или опасения бессознательно исходят из того, что музей не сможет
устоять перед новыми медиа, а потому рано или поздно должен будет прекратить
свое существование. На это можно возразить, что ускоряющийся процесс
музеефикации движущихся образов можно даже с большим основанием считать за
успех присущей музею традиционной системы искусства, оказавшейся таким
образом в состоянии эффективно конкурировать с кинопрокатом и телевидением».
Борис Гройс «Медиа искусство в музее»
Александр Боровский. Музеефикация
современного художественного процесса/ Заведующий Отделом Новейших течений
Русского музея, Санкт-Петербург
Начало века знаменовалось массированной репрезентацией медиа-арта,
основанного на самоновейших технологиях. Между тем, это понятие - музейная
репрезентация медиа-арта - таит в себе глубокие институциональные, да и
онтологические противоречия. В коммуникационных технологиях, оседланных
художниками, главное - собственно коммуникационные структуры, а не
репрезентация… Поэтому настойчивые попытки музеев апроприировать медиа-арт
должны бы встречаться художниками в штыки: «Дигитализация - да! Музеефикация
- нет!». Ничуть не бывало. Все-таки сознание таково, что медиальный образ
подгоняется для традиционного, «индивидуалистического» потребления, а авторы
готовы на все ради его бытования в традиционных иерархиях и институциях.
Олеся Туркина. Живой эфир (Live)
или мультимедийная инсталляция в пространстве классического музея/ ведущий
научный сотрудник и куратор Отдела Новейших течений Русского Музея,
Санкт-Петербург
«Мы знаем, что произойдет в мире через час» - ретрансляция Катастрофы в
пост-катастрофическую эпоху. Физиология интерактивности: болезнь художника -
здоровье зрителя. Инвестируй свои чувства! Существуют ли границы восприятия?
(На примере мультимедийных выставок, прошедших в Русском музее в течение
последнего десятилетия, таких как «Эволюция образа: свет, звук и материал»
(1996), «Вдоль границ» (1996), «Тайный сад» (2002) и др.)
Елена Селина. Интерактивное
искусство в российском экспо-пространстве/ Директор «XL-галереи», Москва
Интерактивные произведения провоцируют легкое, игровое отношение к
проблематике и зрителю, что на сегодняшний момент актуально для России,
перегруженной дискурсами различного толка. Мы приходим к ситуации сложной
простоты - точно выбранные символ, образ или прием, вовлекая зрителя в
интерактивную игру, несут в себе не только игровой, но и интеллектуальный
заряд. (На примере мультимедийных выставок, прошедших в «XL-галерее»).
Берхард Зерексе. ZKM и современное
медийное искусство Германии/ Заведующий сектором музейной коммуникации ZKM -
Центра искусства и медиатехнологий, Карлсруэ, Германия
Все недолгие годы своего существования ZKM занимается теорией и практикой
новых медиа, самостоятельно испробует их потенциал, показывает на примерах
возможность их использования и критически анализирует становление
информационного общества.
Ольга Шишко. Архивация, дистрибуция
и презентация медиаискусства/ Куратор «МедиаАртЛаб», Москва
Пересмотр понятий - автор, произведение, зритель. Идея авторства - идея
множественности авторства. Зритель - пользователь, а не пассивный
созерцатель. Изменение материальных Изменение материальных свойств образа.
Исчезновение произведения искусства как такового. Презентация медиаискусства
в традиционной музейной среде и на нетрадиционных для искусства площадках.
Медиатека как музейная коллекция. Проблема архивации произведений
медиаискусства.
Милош Войтековский. Консервация
медиа на музейных полках/ Художник, директор Медиалаборатории Центра
современного искусства, Прага
Как и зачем Медиаискусство должно храниться, архивироваться, если зачастую
оно делается как искусство одного мгновения. Культура ХХ столетия - это, с
одной стороны, время безудержного стремления разрушать и уничтожать
культурное наследие, а с другой - его полное сохранение. Проблема выбора тем
и методов работы для медиаискусства в период его становления. Проект «Археология
медиа».
Люда Горлова. Проект Кумамото «Хэппи-энд»,
Москва
Этот видеофильм был снят по предложению Музея современного искусства
Kumamoto. Проект не был запланирован продуктом видеоарта. Скорее он похож на
записки путешественника. Для японского зрителя фильм - это взгляд из другой
культуры, для российского на другую культуру, что интересно как вопрос
идентификации.
|