Киноэксперименты русского и французского киноавангарда
1920-1930
/из коллекции Музея кино, Москва/
«СТАЧКА» (1924, Сергей Эйзенштейн)
Дебют Сергея Эйзенштейна в большом кино, потрясающий
своим реализмом, жестокостью и кровавым напором рассказ о подавлении одной
заводской стачки. «В нашем понимании произведение искусства есть прежде
всего трактор, перепахивающий психику зрителя в данной классовой
установке. - писал Сергей Эйзенштейн, анализируя свою «Стачку», -
Советское кино должно кроить по черепу! Кроить до окончательной победы, и
теперь перед угрозой наплыва быта и мещанства на революцию, кроить, как
никогда! Дорогу кинокулаку!»
«ЗВЕНИГОРА» (1928, Александр Довженко)
В 1927 году Александр Довженко писал о своем фильме
«Звенигора»: «Что же мне скажет читатель, если я пропущу перед его глазами
в две тысячи метров пленки - целое тысячелетие? Да еще без интриги, без
любви, без Асты Нильсен и Малиновской?». К перечисленному можно добавить -
«и без эйзенштейновского, рубленого монтажа». В отличии от принятого в
середине 20-х эталона революционной авангардной фильмы картина Довженко не
шокировала, а завораживала, не призывала, а околдовывала: скользили тенями
по экрану острогрудые ладьи, проносились призрачные рати, былинные деды
бросали на рельсы «адские машины». Мифы сплетались с реальностью, и
рождался новый «поэтический» кинематограф. И его создатель вопрошал:
«Зритель, если ты что-то не понимаешь в моем фильме (...), то может быть
ты просто не умеешь мыслить?».
«ЧЕЛОВЕК С КИНОАППАРАТОМ» (1929, Дзига Вертов)
Самый необычный фильм документалиста Дзиги Вертова,
смотревшего на мир при помощи «кино-ока», и запечатляющего «киноправду» 24
кадра в секунду. «Человек с киноаппаратом» - это «киноправда» художника, а
не хроникера, она создается Вертовым из пристальных взглядов и острых
ракурсов, из неправдоподобных случайностей и правдоподобных инсценировок,
из утренних умываний и полночных прощаний, из трудных родов и быстрых
похорон, из множества осколков пространства и времени. Однако время
экспериментаторов-формалистов в советском кино подходило к концу.
«Человека с киноаппаратом» приняли без восторга.
«ПАСИФИК-231» (1931, Михаил Цехановский)
Один из лучших примеров звукозрительного синтеза в
мировом кино, экранизация симфонической поэмы о паровозе авангардного
французского композитора Артура Онеггера. Документальные кадры: общие,
средние, крупные планы мчащегося паровоза перемежаются с движениями
музыкальных инструментов. Суета паровозных поршней рифмуется с мельканием
смычков контрабасов, цилиндры локомотива выступают в дуэте с трубами,
волторнами и тромбонами, под бешенный ритм онеггеровской музыки на экране
проносятся колеса, рычаги, рельсы, скрипки, саксофоны, кларнеты... Увы,
фильм «Пасфик-231» был осужден критикой, как «порочная попыткой
возрождения абстрактного кинематографа, которым увлекались сюрреалисты из
французского Авангарда», и долгие годы считался ошибкой великого
мультипликатора Цехановского.
«ПРОИСШЕСТВИЕ» (1923, Клод Отан-Лара)
Сюрреалистическая поэма по сценарию Сальвадора Дали. Физиологически
ощутимый мир подсознания создаётся без помощи оптических деформаций
изображения.
«МЕХАНИЧЕСКИЙ БАЛЕТ» (1924, Фернан Леже)
Кубистская фантазия Фернана Леже превратила фильм в
танец объемов и предметов, где смешались механизмы, витрины, ярмарочные
карусели, газетные заголовки и ножки милых дам. «Это было похоже на
приключение в волшебной стране. Я хотел построить фильм из деталей
предметов, но он бы стал слишком абстрактным экспериментом, недоступным
для понимания широкой публики. Поэтому при монтаже я чередовал фрагменты и
общедоступные реалии. Настоящее кино - это образ никогда не виданного мною
предмета,» - объяснял свой замысел режиссер-художник.
«АНДАЛУЗСКИЙ ПЕС» ( 1925, Луис Бунюэль, Сальвадор
Дали)
Один из основных принципов сюрреализма - отказ от
доступной глазам реальности ради реальности сновидческой, отказ от
внешнего видения ради видения внутреннего - нашел лаконичное воплощение в
первых кадрах фильма «Андалузский пес», где на крупном плане бритва
рассекает человеческий глаз. Шок, испытываемый при виде этих кадров все
новыми и новыми поколениями зрителей служит надежным проводником в
иррациональный мир фильма, где святые отцы равны гниющим ослам, насилие -
наслаждению, поэзия - отвращению, а явь - сну.
«АНЕМИК СИНЕМА» ( 1925, Марсель Дюшан)
Марсель Дюшан - изобретатель «ready made», в недрах
которого созревал поп-арт, вызывал восхищение сюрреалистов, прославлявших
художника и поэта за то, что забросив литературу и изобразительное
искусство он посвятил себя шахматам и математике. По вкусу сюрреалистам
пришелся и киноопыт Дюшана. «Анемик синема» виделся им «изощренным
нагромождением геометрических фигур и шахматных комбинаций». Сюрреалист, а
впоследствии выдающийся историк кино Жорж Садуль писал: «Анемик синема»
показывал «роторельефы» - вращающиеся диски, геометрические формы которых
изменялись под стробоскопическим эффектом. Кроме того Дюшан ввел в фильм
фрагменты из «Броненосца «Потемкин», он лучше нас понимал, что в 1925 году
Эйзенштейн, представлял своим творчеством авангардистское искусство, очень
близкое во всех отношениях к сюрреализму и дадаизму...»
«МАРШ МАШИН» (1929, Эжен Деслав)
Эта «конструктивистская» абстракция, восславляющая
машинерию, один из последних во французском Авангарде опытов создания
«чистого фильма», построенного на превалирующих принципах музыкальности и
ритмичности. Уже в своем следующем фильме Эжен Деслав превратится из
абстракциониста в документалиста, заинтересованно вглядывающегося в жизнь
парижских предместий.
|