Медиа-арт
Сумасшедший принц Фассбиндер (1998)
Борис Юхананов
Направление: Видео-арт
Технология: Аналоговое видео
Любимый актер Бориса Юхананова - кинокритик Евгений Чорба - в роли любимого режиссера Р.В. Фассбиндера, рассказывающего о самом себе в третьем лице. "Я" Райнера Вернера укрывается от всесильного ока видеокамеры за нейтральным ОН, но Евгению Чорбе, импровизирующему это "Я", скрыться негде. Исповедь Чорбы-Фассбиндера похожа на приступ падучей, она истекает поэтической речью из уголков рассеченного болью рта - так "медленное видео" Бориса Юхананова делает физиологически зримыми психические процессы авторского творения.
Текст видеоактера должен рождаться. Потому что только рождающий текст человек убедителен в той мере, натурален в той мере и соответствует себе именно в той мере, в какой видеокамера ... прозревает его. Это одна из очень серьезных идей, не только связанных с видеокино, но и вообще с принципами современного мышления и со стремлением молодой культуры быть адекватной времени. Актер в ту секунду, когда он порождает слово, оказывается автором. (Милена Мусина)
Классическая формулировка авторского кино "Режиссер пишет камерой", в которой ясно ощущается технологическое запаздывание - опосредование процесса мышления письмом, - меняется на новую максиму: "Режиссер думает камерой".
"Мне была наиболее интересна не дискретная передача действительности, а мышление единой непрерывной линией, не текст, а речь, которая льется, льется, льется, пытаясь выразить смысл. И точно так же в центре для меня всегда находился играющий человек с возможностями непрерывной игры. Мне было интересно работать с "медленной" камерой, которая фиксировала реальность, организованную при помощи провокации. Провокацией являлся заряженный смыслом и игрой актер, внедренный мною в действительность. (Борис Юхананов)
|