Библиотека
Алексей Исаев
Концепция коммуникативности (2000)
Сборник: Медиа сознание/Медиа искусство/Медиа технология
Тематика: Медиа-технологии
Язык оригинала: русский
Авторский текст. Цитаты и ссылки, вкравшиеся в рассуждения, не влияют на позицию автора. О событиях и персонажах, скрывающихся в исторических отсылках в традиционное прошлое, - особый разговор.
Необходимо признать, что развитие технологий есть процесс логически обоснованный. Историческая модернизация технологии мотивирована отсутствием иных перспектив.
Модернизация - это практическая основа философии Потребителя и, возможно, негативный аспект современной культуры в целом
Еще не так давно актуальное искусство экспериментировало с формами самопрезентации на выставочной площадке, постепенно экспроприируя медийное пространство. "Эпоха" художественных жестов акционистов играла в "ящик" - и "сыграла" в ящик. Что определенным образом указывает на медийную зависимость искусства от Потребителя. В понятие новые медиа технологии модернизация вносит эстетику, философию, идеологию и этику, "как бы" намекая на общую причинность культуры и технологического аттракциона. Медиа технология порождает коммуникативную среду или наоборот? Самопрезентация художника в новом медиа-пространстве Интернета не есть необходимость. Просто теория и практика современного искусства образовалась из медийно активных стратегий - сил быстрого реагирования. Перформанс, акция оказались главными в видео- или телестратегиях как российских, так и западных художников. Отыгрывались темы самоидентификации как художника, так и искусства, рефлексии на зрителя, художественные институции, деньги и власть. Борьба за смысл самоопределения, как раз и стала центром актуального искусства в России. Эта борьба содержится как в интеллектуальной ткани позиции - искусство это форма выживания художника в этой реальности, так и в более радикальных жестах насилия. Зритель стал свидетелем актов насилия. Свидетель стал зрителем актов борьбы за власть. Искусство стало зрителем насилия над собой. Художник стал свидетелем. Зритель стал Потребителем. Медийное пространство фиксировало следы пребывания художника в исторической, эстетической и технической прогрессии. Отпечаток, или след, становился все более драматургичен, так как, с одной стороны, свидетельствовал о реальном присутствии художника в новостной ткани жизни, с другой - мог обозначать "зрительскую" галлюцинацию. Так или иначе медиа технологии, модернизируясь, воплощают собой Власть, а власть обладает правом насилия. А также государство - политическая и финансовая власти почти полностью контролируют медийное пространство в целях самопрезентации, вытесняя оттуда творческие амбиции. Современное искусство в медиа- пространстве теряет свободу или обретает фантомность. В идеологию новых технологий заложена универсальная формула обобщения всевозможных практик. Зеркальный эффект... Актуальное искусство теряет свою актуальность. Большая часть российских художников, использующих так или иначе медиа-технологии, отвергают Интернет. Что понятно, так как их художественная практика и стратегии не совпадают с практикой этого нового медийного пространства или неэффективны. Смещение приоритетов медийного пространства от презентации к коммуникации подразумевает другие стратегии. Более эффективно в Интернете работает инструментарий в частности московского концептуализма. По той причине, что именно в информацию кодировалась предметная среда, личная мифология и реальный контекст. Информационные конструкты от Ильи Кабакова к последователям являлись коммуникативными зонами искусства. И, возможно, были сгенерированы эпохой застоя, поставившей равенство между информацией и коммуникативностью. Построение означающей или представляющей информацию-сообщения концепции могло быть очень изощренным. Коммуникативный канал мог проходить через перформанс, акцию, действие, текст, инсталляцию. В любом случае определение художественного высказывания, как послания, справедливо. Известны случаи глубокой законспирированности авторов и смысла этих посланий через метаязык группового творчества. Создание замкнутого коммуникационного пространства в практике современного искусства мотивировано не идеологией, а спецификой игры в элитарность. Образная, текстовая или предметная среды представляли собой перекодированное сообщение. Практика московского концептуализма содержит положительный опыт языковых, знаковых и коммуникативных стратегий. Это особая тема, которая не может быть в полной мере представлена в этой публикации. Хотелось подвести общую дискуссию вокруг новых медиа, в которой, к сожалению, не представлен опыт актуального искусства, к предпосылкам включения теоретической базы искусства последних трех-четырех десятилетий в идеологический и философский подтекст медиа-стратегий. Проблема непреемственности и в частных случаях противостояния прошлого и настоящего опыта заключена скорее в традиционных "политических" и "позиционных" амбициях групп и институций, курирующих эти "зоны". Жаль, сегодня медиа-теория и практика в полной мере могли бы заявить о себе как о искусстве новых технологий. Тем более что новое коммуникационное пространство все-таки реализуется посредством стратегий и практик современного искусства. Наиболее яркие примеры арт-проектов в Интернете отчетливо являют культурологическую победу концептуализма. Эти проекты узнаваемы как в западном, так и в российском Net пространстве.
Попробуем построить концепцию коммуникативного пространства, как объекта современного искусства
Информация, являясь физическим наполнением информационного поля, не является сообщением или посланием. Информационное поле многополярно и децентрализованно.
Информационный поток не заключает в себе содержание, а лишь отражает его сферу с зеркальной внутренней поверхностью.
Коммуникативная зона, площадка или туннель временно возникают в информационном поле при наличии в нем условной доминанты.
Эту доминанту можно представить как еще одно зеркало, отражающее уже содержание информационного потока.
Отраженное содержание - это уже сообщение или послание, в котором формируется образная, знаковая, языковая среда художественного произведения.
Форма презентации этого художественного произведения - виртуальная галерея в Интернете, через Интернет, а также вне, как визуальная и текстовая документация проведенной акции. Это вполне приемлемые современной критикой формы реализации творчества.
Итак. Доминантой в моделируемом проекте будет Trash. Актуальность этого понятия характерна как для современного искусства, так и для информационного пространства. Искусство определяет трэш через радикальные эстетические категории, сетевое сообщество, через негативную реальность информационного пространства. В том или ином случае доминантной может оказаться переоценка или перекодировка смысла того, что обозначается как Trash (трэш). Любое утверждение может быть отвергнуто, что в проектировании коммуникационного поля означает его разрушение. В этом проекте верное определение языка коммуникации есть задача, вытекающая из определения знакового статуса трэша. Таким универсальным знаком стала мусорная корзинка, которая имеется на desktop`е каждого user`а и обычного пользователя. Именно этот знак стал зеркалом коммуникационного пространства проекта. Марсель Дюшан, выставив на выставочной площадке обычный унитаз, перекодировал его смысл в объект искусства. Можно ли сделать перекодировку смысла трэш бачка в Интернете? Предположим, что кто-то ищет мусор, а кто-то желает от него избавиться. Предположим, что трэш - это доминанта в информационном пространстве, способная стать зеркалом содержания и заключать в себе сообщение. Проектируется сайт, презентирующий множество мусорных корзин. Технология сайта дает возможность любому пользователю сбросить туда визуальную, знаковую или текстовую информацию. Технология обеспечивает равные возможности для всех посетителей добавить в трэш информацию или выкинуть ее, сообразно с индивидуальным представлением, заключенным в его знаке. Процесс формирования содержания стихиен и зависит лишь от избирательной тактики посетителей. Таким образом, технология создает функциональный механизм утилизации информационного мусора, тогда как искусство пополняет новый Trash. Активная политика сообщений о проекте в форме манифеста, ключевые слова и информационное поле становятся коммуникативными, а содержание - объектом искусства.
Эта концепция была реализована в марте 1999 года и успешно работает по сегодняшний день.
Перевод текста: Conception of communication
|
|
|
© Информационно-исследовательский центр "МедиаАртЛаб".
Тел.: (095)
956-22-48
Тел./факс: (095) 291-21-72
E-mail: mediaforum@danet.ru
|
|