Библиотека
Ольга Горюнова
, Алексей Шульгин
Медиа художник и Система: новые стратегии (2001)
Язык оригинала: русский
Для того, чтобы сегодня адекватно воспринимать "действительность" (термин, конечно, скомпрометированный, но чутьолучше "реальности", - впрочем, пусть будет - "происходящее"), чтобы иметь критическую дистанцию по отношению к нему, понимать, каким образом функционирует современность хотя бы в некоторых избранных точках, необходимо, помимо теоретических знаний (типа критической теории общества, истории медиа технологий и др.) обладать разного уровня практическими навыками: программирование на серьезном уровне; маркетинг и менеджмент; юриспруденция...
Как иначе можно осмыслить следующие новости, почерпнутые из одного единственного номера журнала:
1. В апреле в Москве прошли выставка изобразительного искусства и показ мод под общим названием "Art&Technology", - именно таким образом отметил свое десятилетие производитель принтеров Lexmark International. Представительство компании устроило выставку совместно с журналом "Сosmopolitan", чтобы подчеркнуть имеющее место, "по мнению организаторов, единение современного искусства и высоких технологий" .
2. В последнее время (а особенно в этом году, с кризисом IT- индустрии) набирает популярность теория "созидательного разрушения" как стратегия процветания современных компаний, разработанная немецким экономистом Джозефом Шумпетером (Schumpeter) еще в 19 веке. Согласно его книгам, идеальная корпорация - "это в высшей степени текучая и изменчивая организация..." Сотрудников он "переименовывает в свободных агентов, которых в любой момент можно отправить на все четыре стороны" ...
3. "Технология сбора информации о покупателе, благодаря Интернету, вышла на качественно новый уровень: теперь ваши личные интересы выясняют досконально, а главное - совершенно незаметно для вас". Такова минимальная информация, которую теперь протоколирует простой счетчик посещений: время захода пользователя, его IP-адрес, страницу, к которой он обратился, тип броузера, разрешение экрана, глубина цвета, версия JavaScript.
Мы опускаем статью о проприетарном программном обеспечении, которое уже анализировал Ф.Киттлер , и ряд других крайне интересных материалов, типа рецензии на руководство по разработке программного обеспечения - официальное пособие Microsoft.
Какие выводы можно сделать из любезно подобранной головастыми сотрудниками журнала информации?
Первый вывод: такие новости заставляют печально задуматься о собственной компетентности в сфере "осознания". Как может человек, не обладающий серьезными технологическими знаниями, заметить и обдумать опасность, исходящую от программного обеспечения в стиле "user friendly"? Он также неспособен отследить действия собственного компьютера и уже не может уверенно провозглашать личную свободу и независимость . Следствие: будущее - за компьютерными специалистами, будь то наемники Microsoft или поклонники Linux. Не обладающим грузом таких знаний остается плавание на поверхности.
Далее рассмотрим "человека, не обладающего серьезными технологическими знаниями" - плавающего художника. Ведь большинство медиа художников не способны программировать Java и не разбираются в микрочипах, произведены ли они методом оптической, сверхультразвуковой или электронно-лучевой литографии. Тем не менее, они тянутся к свету, который, как известно, есть знание. Если такой художник не осторожничает, как лиса в курятнике (к чему его вынуждают нынешние обстоятельства), и не считает, что, "если он не интересуется политикой, то политика заинтересуется им", то он превращается в идеального нового потребителя.
Как известно, старый образ активного потребителя - центрального субъекта общественной жизни, на который ориентировались компании как при производстве, так и при распространении, рекламе своих товаров - молодой или моложавый бизнесмен, энергичный, с умным взглядом, стал резко сдавать свои позиции. По крайней мере, в области информационных технологий.
High tech требует покупательной способности такой силы и постоянства, которой обладает только вечный огонь. Если в 1945 году, при разработке одного из претендентов на звание первого компьютера ENIAC считалось, что шесть таких машин для США будет вполне достаточно, то сейчас лаборатории производят компьютеры и приспособления такой мощности и точности, которые мало кто способен потребить.
Соответственно, - необходимо создать нового потребителя, новый привлекательный образ потребителя. В бизнесмене есть что-то от владельца фабрики, агента массового производства и распространения - доминанты индустриального общества. Центром постиндустриального общества является информация и знание. Для стабильного существования и развития такому обществу необходимо, помимо массового производства и потребления, различие, индивидуальность (см. новость № 3), творческое начало. Постоянное производство новых идей, - основа регуляции и развития этой системы.
Если раньше верным членом общества являлся one-dimensional man , то теперь он преобразуется в multi-dimensional man. Кроме того, для сохранения системе необходимо сохранять крайнюю мобильность и гибкость, - это, в некотором роде, постоянно пере-собирающаяся система (см. новость № 2).
В ком, по мнению общества, сильно развито творческое начало? В художнике. Кто стремится быть на самом рубеже настоящего, между настоящим и будущим? Художник. Кто мобилен и креативно деструктивен? Конечно, художник. Именно художник с чертами экстремального спортсмена, сумасшедшего ученого и тихого бизнесмена - идеальная модель для образа нового потребителя (см. новость № 1).
Так же, как используя фрагмент "Венеры" Ботичелли в заставке при загрузке Adobe Illustrator система обезвреживает ценности путем их выхолащивания (встраивание в другой контекст таким образом, что, сохранив форму, содержание видоизменяется до своей полной противоположности ), так и, используя образ художника в качестве нового потребителя, новой центральной фигуры общественной структуры, она выхолащивает его содержание, подменяя выгодным ей, в своем стремлении к совершенствованию и безопасности. И радикальному, и критическому художнику, агрессивному по отношению к установившимся правилам, найдется здесь место, и не последнее, - как лучшему двигателю прогресса информационного общества: через разрушение - к созиданию более устойчивого.
Стабильная мобильность - девиз художника, девиз нового потребителя, девиз менеджмента новых медиа.
Если же художник обладает грузом знаний, достаточных для погружения на такую глубину современной структуры, где и происходит управление разного рода потоками , поверхность которых мы наблюдаем и, собственно, экспириенсируем, ему уготована другая роль. Такой художник в ряде случаев становится дилером новых медиа, дилером high tech.
Самый яркий пример такого рода деятельности - звезда последнего времени - коллектив Неточка Незванова . НН в своей деятельности применяет все лучшие стратегии, разработанные нет художниками: шокирующее поведение - от Хита Бантинга, стиль писем, описаний проектов, агрессивность сайта - от Джоди, отказ от звездизма (вместо них посещают фестивали и получают призы хорошенькие актрисы) и ироничность - общие характеристики раннего нет-арта. Крайне привлекательно. Ее послания составляют приблизительно половину всех сообщений в листах рассылок. Новая звезда НН имеет массу поклонников и продает свой главный продукт - NATO - приблизительно за 600$.
NАТО - программное обеспечение, позволяющее оперировать с видео, звуком и статичным изображением (multimedia data) в реальном времени не на Silicon Graphics, как раньше, а на Macintosh, - то есть один из самых mainstream продуктов, предлагающий самую очевидную деятельность - манипулирование мультимедиа данными. Итак, хороший продукт - для молодых людей, желающих быстро стать медиа художниками, для VJs коммерческих клубов - за хорошие деньги. Новый тип коммерческой компании, с успехов имитирующей отвязного художника.
Итак, новые отношения с Системой, в которые оказывается втянут или сознательно вступает художник, предлагают две работающие под прикрытием стратегии, два образа: новый консумерист и дилер высоких технологий, которые, в общем, продолжают традиции работы культуриндустрии по созданию ложных потребностей . Сопротивление же требует трезвости и знаний (см. вступление).
http://www.m9ndfukc.com/
Перевод текста: Media Artist and the System: New Strategies
|