ENG

RUS


   


   


Alla Mitrofanova
New Avant-Guarde, or Chaos as Creative Delight (1993)

Язык оригинала: английский

Changing expressive means in culture, new technologies change cultural environment in general, provoke formation of new historico-cultural phenomena, start new periods in cultural periodisation/reflexion/practice. All this permanently re-animates creative machine of the avant-guarde, oriented towards production of the “here and now” adequate, and therefore the topical and the new. We loose interest to canonical high-flown beautiful retelling of what is known and start our manipulations with “extension of consciousness”, invention of a new body, we engage ourselves in the non-guaranteed, non-cannonical, we put at risk our taste and moral values to discover a new identity, a new “authenticity” of the reality.

Semiotic anarchy as the norm of our time

Structural disintegration at all levels: political, social, cultural, linguistic, behavioural, the collapse of stable and habitual psychological states in contemporary Russia may be experienced as horror and joy, as shaky loneliness and abandonness, or as “intoxication” with “schitzo-revolutionary freedom”. In art this entails a renewed value of the experiment and even the necessity of the experiment, when working with the comprehensible, the stable, the legible, the beautiful becomes inappropriate and flat. Art cannot fill any applicable or traditional “spiritual” niche, when the system of “niche-making” went to hell.

Again, art becomes the function of “emerging” or transpiring of reality, it discovers being in its new versions, it takes forms of being from Chaos. The recently topical interim axiologies: art in the system of politics and power, art in the market system, contemporary art and manipulation with tradition, become irrelevant. Power is not where we habitually see it, the art market is nothing but a fiction, an empty hope, although capable of warming artists and gallerists. The recently unshakeable notions have lost their identity, they have become empty, they “don’t work”.

The absence of oppositions, of clearly defined provocations leaves art “to its own devices”, and puts the artist in an equal position with the gangster, the refugee, the homeless. Art as such and the artist as performer of a special spiritual function in society loose their hierarchic privileges, which they enjoyed even under the KGB tyranny in the notorious heroic times of non-conformism.The fatal lack of identity in usual and basic dimensions ranging from “Motherland” and “Culture” to “Myself” and “My Intimate Territories” force one to search for another “fluid” strategies of identity and self-expression, of creative production, social arrangement etc.
Art, like any other form of activity, has no presumption of “highness”, it is doomed to marginal experiments with no garanteed result. In this respect art has “equal chances” with any other types of activity, directed toward emerging of or adaptation to new forms of life, ways of organizing life under conditions of its emergence. There are no stable phenomena here and it is impossible to describe them from the point of view of meaning and purpose. The description’s adequacy cannot come from the outside, we can only describe our desire to produce art, our desire of new forms of cultural expression, but not the forms themselves, not the objects of art.

The value of art and “the authentic picture of the world”

Categories of art’s super-value, its accomplishment, its museum quality refer us to the extereme type of understanding of being, where there is a pre-designed wholesome picture of the world. This type of understanding refers us to the meta-narration of the absolute evolving consciousness, in which is a priori present a “picture of the world” and a cognizing consciousness, controlled by a hierarchy of values. The value-based concept of arts stemms from the European metaphysical tradition with its priorities of cognitive consciousness and single spirit (or all uniting spirituality), of the world division into “the inner” and “the outer”, the subject and the object, and finally, of the “world picture” as a whole 1.

In this situation there naturally emerges a threat of alienation, of controlling the indivilual, of non-freedom, the terminology of threat/suspicion/subordination and the apprehension, that power and culture may subsitute the actual reality, that culture may be estranged from its creator by the power machine to be used to evil ends. The “knowing mind” requires, that the unknown be defined and allots to itself the right of moral judgement and control over processes of emergence and experiment. Therefore, there arises the apprehension of alienation of culture, the market to be used by the elite or the power against innocent individuals. Here there may be no unconditional pre-design of the world and cognition, inherent in religion, yet here are defined the unconditional entities: man, culture, reality, the penetration and interaction of which is accomplished within pre-defined methodical and cultural schemes.
Real time

Rejecting the point of view, according to which art is an outward alienated entertainment of the professional elite, which could be placed in the museum or locked in the laboratory, I inevitably accept the opinion, that art opens up time and its cultural expression, absorbs and catches new streams of time and its dimensions. I take the position of being engaged by change, by “permanent revolution in art” (Trotsky), of being engaged by time in its most unpredictable, uncontrollable manifestation. Time becomes the Unknown and Reality, understood as stimuli, provocations, as active Unknown.
In creative dimension real time becomes the problem of realization of individual existential formation. Real time is not measured by categories of time (in a certain sense, it is beyond time), but it is measured through emergence and production of itself. As regards time, Contemplation and Production are one and the same way, through which occurs “disclosure of being in its emergence” 2.

The past helps to understand and construct a reflexive image, using its prototypes, to identify a phenomenon. Future in this case is a projection from the past into the future as a model. Simultaneously, the projection leaves out the elusive present. Real time, unlike the past and the future has no meta-narration and is not determined by purposes of evolution and rationalization. Here consciousness is not detached from the body, desire cannot be calculated through purpose or result.

Art as a process

Contemporary art in its avant-guarde model, experimental art, based on new technologies is the border region, where a new reality emerges, where qualities of the present are manifested in the utmost degree, where formation requires radical creative efforts, where the traditional or familiar cultural form or concept is changed. In this perspective art can not be something isolated, can’t be conceived separately from other manifestations of life. Art is the production of life, they interpenetrate, changing the system of relations and production in culture. Contemporary art as new avant-guarde combines the following essential principles: intensity, interactivity, illustrativity, processuality. However, contemporary art is not a singled out piece, it is a system of creation, usage, production of culture in “real time”, with no accomplished works, but with working creative streams of individual, which can be realized and perceived only inside creative communities; there are no foreign spectators here, everyone involved finds himself in co-creation.
If we consider the process of creating art in real time, then we have to give up attempts to structurally and ontologically define it. Here production and desire have an equal expression in the process of making a work, whereas reflexion, evaluation, presentation, not speaking of representation are removed in time mechanisms of post-production. At the stage of production cultural codes, traditions and creative desire form one whole, where tradition is the function of desire and desire becomes the desire of cultural production (in a certain sense pre-set, but always not identical to culture as traditional heritage). There forms a culturally-revolutionary field and the traditional - monstrously mutative creature (the avant-guarde artist), who fills and explores it. In this mutant subject the traditional, the “highly spiritual”, the marginal and the anti-cultural collide on the molecular level, i.e. on the level of multiple and diversely directed coincidences and oppositions. Simultaneously, culture and chaos loose their antagonism and their traditionally defined ontological characteristics, they acquire functional multiplicity.
Tradition and culture become an artificial limb of desire and body, when the limb starts to actively function, processing streams of innovations and mutations in time and dimensions, combining in quite a natural way gardingly conservative and destructively revolutionary streams and functions on the levels of desire and expression. Comprehensible and used as artificial limb tradition participates in radical changes, defying its inner conservative mechanisms (whereas tradition, alienated from creative revolutionary process, only participates in the codes of cultural exchange).
The subject of avant-guarde art is a creatively-destructive mutant, who drops the ontological definitions of human (humane) and ontological characteristics of chaos as extra-human. Art ceases to be instrumental or applicably decorative and entertaining, it stops “being handy”. This symbiosis is expressed as egress, as production of forms and meanings. In considering culture as process, as production of ever new cultural forms (the avant-guarde presumption of creation), I involuntarily rely on the almost generally used divsion into “static” and motive, “nomadic” 3.
The “static” pre-supposes establishing rigid structures, which rest on rational analysis, fixed entities, in ambiguous legally controlled identities, a hierarchy of truths and “absolute humane values”. The “nomadic” doesn’t create inner orders, it is open to intrusion of the outside in relation to systems elements. Identifications are not determined by structuring legitimizing sets, but by communicative and pragmatic relations. Thinking here is sooner instrumental, and not system-based, it operates with differences and passages, but not with entities. Here forces don’t coincide with power, forces come from the outside, breaking defined regulations and setting new perspectives. In revolutionary periods in art and in politics there turn on nomadic mechanisms of implementation. But they require high level of intensity. Rather, they remind flashes and are unbearable in big scales and for long spaced of time. They are surrounded by entropic models, left from the past and stiffened in their immobility. They can be called pragmatics of movement/change or “pragmatics of revolution”.
It is impossible to comprehend and describe culture as process, for it requires involvement in the process on the one hand (a special mode of life and being engaged by not yet realized cultural processes), and, on the other, culture and language don’t allow to describe something, which is still in process and is unknown.

Pragmatism of creation and the production of new cultural forms

Avant-guarde art cannot be conceived in the system of man’s alienation from culture and power, reality from fantasy, of physicality detached from consciousness. Similarly, creation in the avant-guarde paradigm cannot be perceived as a hierarchy of levels of consciousness, desire, feeling, affect, cultural codes and extra-cultural foundations. At work here are mixed models, or micro-singularities, located inside creative streams. As regards their inner organization, creative streams are multiple and may be differently directed, which doesn’t prevent them in the long run to produce one historico-cultural type of form.

Creative ingress has two major features:
1. It doesn’t consider canonical forms of expression incontestable, even if the latter condition the explanation of the result and are universal bearers of information. Cultural codes in this situation are not exchange, they produce or start creative motivations. Their function is provocative.
2. Individual creative desire is not extra-cultural, but it affirms its own positions behind any sets of cultural codes and forms of expression. Here we may use the metaphor, suggested by schitzo-analysis, where cultural codes are white background and subjective extra-canonical presumptions are the black hole.
Individual creative streams are not continuation or effect of cultural codes, they emerge in ruptures between cultural codes. Simultaneously, they are not opposite to them, creation doesn’t emerge directly out of the conflict of “today”’s and “yesterday”’s communication, of codes and cultural affects. Although these conflictual communicative and “extra-cultural” subjective causes establish culture as process and transformation. Let us assume, that the process of creation forms through self-provocative expressions or key images or words, which are situated in the gaps between traditional cultural codes and non-verbalized performativity. These key situations include what is not included, neglected in the codes: the instantaneity of what happens, verbosity, versatility, which remain in culture as unused surplus and rubbish, as the marginal or the quasi-forgotten. Here is used what constitutes the body of culture in general. Creation of a new, provocative form of cultural expression is a strenuous formation of a new “assemblage” of cultural codes, whch generate new forms of expression through “fight” with stereotypes and hierarchies of culture.
On the other hand, bodily correlations as expressive levels are part of this assemblage. In the situation of emerging of the new physicality and the code interpenetrate. The notions of production and creative process can break the schemes of representation, information, communication. Such creation has an ambiguous attitude to culture as a notion, but it shows transformation of desire into meaning, of social and psychic processes into forms of signification.
Creation and time are inseparable either in production, or in process, they introduce physicality with its affects, psychic or physiological bodily regimes (temper, needs, habits), sexuality, on the one hand, and cultural marginal elements, on the other, into actual forms of new culture. The essence of these new forms is in their identification with time and themselves.
Thus, contemporary art and “contemporaneousness” in general is an “all pervading”, oscillating creative possibility to realize a new age in cultural forms. Simultaneously, the strangest non-canonical forms of culture have, in my opinion, the presumption of identity, “authenticity”; despite higher degree of delirium, insanity, minimal possibilities of representation, they are inseparable from egressing forms of life. In avant-guarde art, like in the antique “techne”, the epistemological and the expressive, formal function of culture (emerging, cognition, expression) are united. This seems to be the characteristic feature of 1990s in art and other spheres of the new age egress, ranging form politics to technology.

Foot notes:

1. Heidegger in his work “What is metaphysics?” said, that De Cartes saved reality, establishing a centric picture of the world, the cognizable world as a picture with objects, planes, figures and background. He established the European centric subject with his claims at absolute, or, at least, unequivocal vision and cognition of the world. To make it possible he had to introduce the division into the object and the subject, which became the division into the divine/human and the non-living, matter and consciousness with their inambiguity. There emerged the method of world cognition from the centre of consciousness - science, and parallel to it world of culture.
2. Heidegger combined forms of thinking with forms of time: Consciousness as contemplation of time; Imagination as the past, which constructs the image of object as the prototype of object, identifies the phenomenon; Thinking as projection of the future, thinking as technology of the future.
3. Gilles Deleuze, Felix Guattari: Mille Plateaux, 1980.

In Russian: Новый авангард, или хаос как творческое наслаждение

On-line коллекции медиа-искусства / Арт-активизм / Mailing list(s) / Network проекты / Сетевые радиостанции / E-zin(s)

Streaming media / VRML-art / Flash-Direct / ASCII / Java

© Информационно-исследовательский центр "МедиаАртЛаб".

Тел.: (095) 956-22-48
Тел./факс: (095) 291-21-72
E-mail: mediaforum@danet.ru

Медиа-арт Медиа-институции Медиа-события   Медиа-сообщества   Медиа-технологии Библиотека


© 2001—2021 @Division.ru

ENG

RUS


   


   
Библиотека

Алла Митрофанова
Новый авангард, или хаос как творческое наслаждение (1993)

Язык оригинала: английский

Новые технологии, меняя средства выражения в культуре, меняют культурную среду в целом, провоцируют формирование новых историко-культурных феноменов, начинают новые периоды в культурной периодизации (рефлексии) практики. И все это наконец перманентно реанимирует авангардную творческую машину, ориентированную на производство (здесь и сейчас) адекватного, а следовательно актуального и нового. Мы теряем интерес к канонически высокому, красивому пересказу известного и начинаем манипуляции с “расширением сознания”, изобретением нового тела, ввязываемся в негарантированное, неканоническое, рискуем вкусом и моральными ценностями ради раскрытия новой тождественности, новой “истинности” реальности.

Семиотическая анархия как норма нашего времени

Распад структур всех уровней: политических, социальных, культурных, языковых, поведенческих, устойчивых или привычных психологических состояний в современной России - может восприниматься как ужас и как радость, как зыбкое одиночество и покинутость или как упоение “шизореволюционной свободой”. В искусстве это приводит к обновлению ценности эксперимента и даже к необходимости эксперимента, когда работа с понятным, устойчивым, читаемым, красивым становится неуместной и пустопорожней. Искусство не может заполнять прикладную или традиционно “духовную” нишу, когда система “нишеобразования” полетела к черту.

Искусство опять становится функцией “становления” или явления реальности, оно открывает бытие в его новых версиях, оно вынимает формы бытия из Хаоса. Недавно актуальные промежуточные системы отсчета: искусство в системе политики и власти, искусство в системе рынка, современное искусство и манипуляция традицией - становятся не актуальны. Власть не там, где мы привыкли ее видеть, рынок искусства не более чем фикция, ложная надежда, хотя и согревающая галеристов и художников. Недавно незыблемые понятия утратили и свою тождественность, они опустошились, они “не работают”.
Отсутствие оппозиций, заведомо ясных провокаций оставляет творчество “само на себя покинутым” и ставит художника в равные условия с бандитом, беженцем, бездомным. Искусство как таковое и художник как исполнитель особой духовной функции в обществе лишаются своих иерархических привилегий, которыми они все же пользовались, даже находясь под тиранией КГБ в известные героические времена нонконформизма. Фатальная нетождественность самим себе всех привычных основополагающих измерений от “Родина” и “Культура” до “Я” и “мои территории интимного” заставляет искать иных “текучих” стратегий идентичности и самовыражений, творческого производства, социального обустройства и т.д.

Искусство как и любая другая форма деятельности не имеет презумпции “высокого”, оно обречено на маргинальные, не гарантированные по результатам экспериментальные действия. В этом искусство имеет “равные шансы” с любыми видами активности на становление или приспосабливание к новым формам жизни, на способы организации жизни в условиях процесса становления. Здесь нет ставших феноменов и невозможно описать их с позиции смысла и цели. Адекватность этого описания не может строится извне, мы можем описать наше желание производства искусства, желание новых форм культурного выражения, но не сами формы, не обьекты искусства.

Ценность искусства и истинная картина мира

Категории сверхценности искусства, его сделанности, музейности отсылают нас к определенному типу понимания бытия, когда заведомо дана целостная картина мира.

Этот способ понимания, отсылает нас к метанарративу абсолютного развивающегося познания, в котором уже априорно присутствует “картина мира” и познающее сознание, контролируемое иерархией ценностей. Ценностная концепция искусства вытекает из традиции европейской метафизики с приоритетами познающего разума, и единого духа (или объединяющей всех духовности), разделения на “внутреннее” и “внешнее”, на субъекта и объект и, наконец, “картины мира” как целого 1.

В этой перспективе естественно возникает угроза отчуждения, управления индивидуумом, несвободы, терминология угрозы /подозрения/ подчинения и опасение, что власть и культура может заместить актуальную реальность, что культура может быть отчуждена от создающего ее субъекта машиной власти и иcпользоваться во зло. “Знающий разум” требует определение неизвестного и наделяет себя правом морального суждения и контроля над процессами становления и эксперимента. Следовательно возникает опасение отчуждения власти культуры, рынка, использование его элитой или властью против невинных субъектов.

Здесь может и не быть безусловной заданности мира и познания, свойственной религии, но здесь есть определение безусловных сущностей: человек, культура, реальность, проникновение и взаимодействие которых совершается в заданных методических и структурных схемах.

Real time

Отказываясь от точки зрения, что искусство является вынесенным вовне, отчужденным развлечением профессиональной элиты, которое можно положить в музей или запереть в лаборатории, я неизбежно принимаю точку зрения, что искусство открывает время и его культурное выражение, абсорбирует и ловит новые потоки времени, изменений. Я встаю на позицию ангажированности изменением, “перманентной революции в искусстве” (Троцкий), ангажированности временем в его наиболее непредсказуемом, неуправляемом проявлении. Время становится Неизвестным и Реальностью, понимаемой как стимулы, провокации, как активно действующее Неизвестное.

Реальное время в творческом измерении становится проблемой осуществления личного экзистенциального становления. Реальное время не измеряется через категории времени (в определенном смысле оно вневременно), но оно измеряется через становление или производство себя. По отношению кo времени Созерцание и Производство являются одним и тем же путем через который проходит “раскрытие бытия в становлении” 2.

Через прошлое время происходит понимание и рефлексивное конструирование образа, через его прототипы происходит отождествление явления. Будущее время в этом случае оказывается проекцией из прошлого в будущее как модели. При этом проекция минует настоящее, неуловимое время. Реальное время в отличие от будущего и прошлого времени не имеет метанарратива и не определяется целями эволюции, рационализации. Здесь сознание не отделено от тела, желание не исчисляется через целеполагание или результат.

Искусство как процесс

Современное искусство в авангардной модели, экспериментальное искусство на основе новых технологий являются пограничной областью становления новой реальности, где наибoлее проявляются качества настоящего времени, где становление требует радикальных по типу творчества усилий, где меняется традиционная или уже известная форма и концепция культуры. В этой перспективе искусство не может быть чем-то изолированным, не может мыслится отдельно от других проявлений жизни. Искусство является производством жизни, они проникают друг в друга, меняя систему отношений и производства в культуре. Современное искусство как новый авангард в своей основе объединяет принципы: интенсивность, интерактивность, иллюстративность, интуитивность, процессуальность. При этом современное искусство - это не отдельно взятое произведение, а система создания, использования, производства культуры в “реальном времени”, здесь нет еще произведений, но работают творческие потоки индивидуумов, которые могут осуществиться или быть воспринятыми только внутри творческих сообществ, здесь нет постороннего зрителя, каждый вовлеченный оказывается в сотворчестве.

Если мы рассматриваем процесс создания искусства в реальном времени, то мы вынуждены отказаться от попыток его структурно и сущностно определять. Здесь производство и желание имеют равное выражение в процессе создания произведения, в то время как рефлексия, оценка, презентация, не говоря о репрезентации, являются отнесенными во времени механизмами пост-производства. На стадии производства культурные коды, традиции и творческое желание образуют нечто целое, где традиция является функцией желания, а желание становится желанием культурного производства (в какой-то степени заданным, но всегда не тождественным культуре как традиционному наследию). Образуется культурно-революционное поле и традиционно-монстровое мутирующее существо (авангардный художник) его заполняющее и осваивающее. В этом субьекте-мутанте традиционное, “высокодуховное”, маргинальное и антикультурное проходят друг в друга на молекулярном уровне, т.е. на уровне множественных и разнонаправленных совпадений, противоположностей. При этом культура и хаос теряют антагонизм и традиционно определяемые сущностные характеристики, они приобретают функциональную множественность.
Традиция и культура становятся протезом желания и тела, когда протез начинает равно функционировать, пропуская через себя потоки новаций и мутаций во времени и изменениях, естественно объединяя консервативно-охранительные и деструктивно-революционные потоки и функции на уровнях желания и экспрессии. Традиция, понятая и использyемая в качестве протеза, участвует наперекор внутренним охранительным механизмам в радикальных изменениях (в то время как традиция, отчужденная от творческого революционного процесса, участвует лишь в кодах культурного обмена).
Субъект авангардного искусства - это созидательно деструктивный мутант, он теряет сущностные определения человеческого (гуманитарного) и сущностные характеристики хаоса как внечеловеческого. Искусство теряет инструментальность или прикладной украшательный или развлекательный характер “бытия в подручности”. Этот симбиоз выражается как становление, как производство форм и смыслов. В рассмотрении культуры как процесса, как производства постоянно новых культурных форм (авангардистская презумпция творчества ) я невольно опираюсь на ставшее почти общеупотребимым разделение “статического” и движущегося, кочевого (“номадного”) 3.

“Статичное” предполагает установление жестких структур, опирающихся на рациональный анализ, закрепленные сущности, однозначные, юридически контролируемые идентичности, иерархию истин и “абсолютность гуманистических ценностей”. “Номадное” не создает порядков внутреннего, оно открыто вторжениям внешних элементов по отношению к системам. Идентификации определяются не структурирующими легитимирующими установками, но коммуникационными и прагматическими отношениями. Здесь мышление скорее инструментально, а не системно, оно оперирует различениями и переходами, а не сущностями. Здесь силы не совпадают с властью, силы приходят извне, ломая установленные регламентации и устанавливая новые перспективы. В творчестве и в политике в революционные периоды действуют номадные механизмы воплощений. Но они требуют высокого уровня интенсивностей. Они скорее напоминают вспышки и невыносимы в больших масштабах и в длительном времени. Они всегда окружены антропийными моделями, оставшимися от прошлого и затвердевшими в их неподвижности. Это может быть названо прагматиками движения/изменения, или “прагматиками революции”.

Невозможно понять и описать культуру как процесс, так как это требует вовлеченности в этот процесс, с одной стороны (особый тип жизни и ангажированность еще не реализованными творческими процессами) и, с другой стороны, культура и язык не предоставляют возможности для описания того, что еще в процессе и является неизвестным.

Прагматика творчества и производство новых культурных форм

Авангардное искусство немыслимо представить в системе отчужденности человека от культуры и власти, реальности от фантазии, телесность в отрыве от сознания. Так же как и творчество в авангардной парадигме невозможно помыслить как иерархию уровней сознания, желания, ощущения, аффекта, культурных кодов и внекультурных оснований. Здесь работают смешанные модели или микросингулярности, находящиеся внутри творческих потоков. Творческие потоки по внутренней организации являются множественными и могут быть разнонаправленными, что не мешает им производить в конечном счете один историко-культурный тип формы.

Творческое становление имеет характерные особенности:
1. Оно не воспринимает канонические формы выражения как непреклонные, даже если они являются условием обьяснения результата и универсальными носителями информации. Культурные коды в этой ситуации не являются обменом, но они производят или заводят творческие мотивации. Они имеют провокативную функцию.
2. Индивидуальное творческое желание не является вынесенным вовне культуры, но
оно устанавливает свои позиции за любыми установками культурных кодов и форм выражения. Творческие субьектные потоки устанавливают, конструируют внекультурные, еще не канонизированные предположения. Здесь можно воспользоваться метафорой, предложенной в шизоанализе, где культурные коды являются белым фоном, а стоящие за ними субьектные внеканонические посылки являются черной дырой.
Индивидуальные творческие потоки не являются продолжением и следствием культурных кодов, они становятся в разрывах культурных кодов. Но при этом они и не оппозиционны им, творчество не возникает напрямую в конфликте коммуникации “сегодня” и “вчера”, кодов и творческих аффектов. Хотя эти конфликтно-коммуникативные и “внекультурные” субъектные посылки устанавливают культуру как процесс и изменение. Будем считать, что процесс творчества становится через самопровокативные выражения или ключевые образы или слова, которые находятся в промежутках между традиционными культурными кодами и невербализованной перформативностью. Эти ключевые ситуации включают то, что не включается в коды, не учитывается в них: мгновенность происходящего, многословие, многосторонность, сохраняющиеся в культуре как неиспользованное излишнее и мусорное, как маргинальное и полузабытое. Используется то, что составляет тело
культуры в целом. Создание новой провокативной формы культурного выражения является напряженным формированием нового “ассамбляжа” культурных кодов, производящих новые формы выражения через “борьбу” со стереотипами и иерархиями культуры.
С другой стороны в этот ассамбляж входят, как уровень экспрессии, телесные соотношения. Телесность и код проходят друг в друга в ситуации становления нового. Понятия производства и творческого процесса имеют возможность порвать схемы репрезентации, информации, коммуникации. Это творчество имеет двусмысленное отношение к культуре как понятию, но показывает трансформации желания в значение, социальных и психических процессов в системы означивания.
Творчество и время не разделимы в производстве или процессе, они выводят телесность с ее аффектами, психическими и физиологическими режимами телесности (темперамент, потребности, привычки), сексуальностью, с одной стороны, и культурные маргиналии, с другой стороны, в актуальные формы новой культуры. Эти новые формы имеют сущность в тождественности времени и себе.
Таким образом современное искусство и “современность” в целом являются “повсеместно разлитой”, мерцающей творческой возможностью реализации в культурных формах новой эпохи. При этом наиболее странные и неканонические формы культуры, на мой взгляд, имеют презумпцию тождественности, “истинности”, они, несмотря на повышенное содержание бреда, безумия, минимум возможностей репрезентации, они неотделимы от становящихся форм жизни. В авангардном искусстве как в античном “techno” соединяется эпистемологическая и выразительная, формальная функция культуры (становление, познание и выражение). Этим, как кажется, и характеризуется специфика 1990-х годов в искусстве и прочих областях становления новой эпохи от политики до технологии.

Примечания:

1. Хайдеггер в работе “Что такое Метафизика?” говорил, что Декарт спас реальность, установив центрированную картину мира, мир познаваемый как картина с объектами, планами, фигурами и фоном. Установил европейского центрированного субъекта с его претензиями на абсолютность или по крайней мере однозначность видения и познания мира. Для этого ему понадобилось ввести субъектно-объектное разделение, которое стало разделением божественно человеческого и неживого, материей и сознанием в однозначности. Возник метод познания мира из центра сознания - науки и параллельный мир культуры.
2. Хайдеггер соединил формы мышления с формами времени: Cознание как созерцание - вне времени (настоящее время); Воображение как прошлое время - конструирует образ предметности как прототип вещи, отождествляет явление; Мышление как проекция будущего, мышление как технология будущего.
3. Gilles Deleuze, Felix Guattari. Mille Plateaux, 1980.

Оригинал текста: New Avant-Guarde, or Chaos as Creative Delight

On-line коллекции медиа-искусства / Арт-активизм / Mailing list(s) / Network проекты / Сетевые радиостанции / E-zin(s)

Streaming media / VRML-art / Flash-Direct / ASCII / Java

© Информационно-исследовательский центр "МедиаАртЛаб".

Тел.: (095) 956-22-48
Тел./факс: (095) 291-21-72
E-mail: mediaforum@danet.ru

Медиа-арт Медиа-институции Медиа-события   Медиа-сообщества   Медиа-технологии Библиотека


© 2001—2017 @Division.ru