ENG

RUS


   


   
Библиотека

Эстер Дайсон
Интеллектуальная собственность в компьютерных сетях (1994)

Язык оригинала: русский

Кажется, что законы физики изменяются, когда вы оказываетесь в какой-либо новой среде, такой, например, как гравитационное поле луны, или в Интернете с его возможностями беспрепятственного дублирования информации. В данной статье мы хотим показать, что новая физика информационного обмена в сетях способна изменить экономику и, возможно, законы, управляющие созданием и распространением интеллектуальной собственности, которую мы будем называть содержанием, чтобы избежать двусмысленности в отношении владения этой собственностью.

Что происходит с интеллектуальной собственностью в компьютерых сетях? Возможно, лучшим ответом на этот вопрос будет другой вопрос: какие новые виды ценностей, основанные на содержании, могут быть созданы в компьютерных сетях? Мы полагаем, что сюда могут входить разнообразные услуги (т.е. не сама информация, а ее преобразование), выборка содержания, присутствие других людей и гарантии аутентичности - достоверная информация о содержании и о ее подаче. Короче говоря, интеллектуальные процессы и услуги повышаются в цене, а интеллектуальное имущество понижается.

Компьютерные сети ставят интересные задачи как перед владельцами-создателями-продавцами, так и перед пользователями интеллектуальной собственности. Поскольку они позволяют осуществлять практически бесплатное копирование материалов, это резко изменяет экономику содержимого компьютерных сетей. В этом новом мире, вступившем в соревнование со старым, будет легко скопировать информацию, но нелегко найти ее. В нем будет легко составлять программы, но нелегко определить, на решении каких вопросов и проблем должно сосредоточиться новое программное обеспечение. Креативность будет возрастать, но трудно будет найти и распознать реальное качество. Творческим работникам придется бороться за то, чтобы привлечь к себе внимание и получить плату за свой труд. Раньше материально-техническое обеспечение привносило в интеллектуальную собственность добавочную стоимость, но теперь этого нет.

Совокупная ценность содержания по-прежнему останется высокой, но большинство его отдельных составляющих будут иметь короткий период коммерческого полураспада в сетях. Основная проблема поставщиков интеллектуальной собственности будет состоять в том, что хотя по закону они могут контролировать цены на свои собственные продукты, им придется оперировать в условиях все возрастающей конкуренции рынка, на котором значительная часть интеллектуальной собственности будет распространяться бесплатно, а количество поставщиков неизмеримо возрастет.

Хотя содержание само по себе не будет абсолютно бесплатным, экономическая тенденция будет состоять в том, чтобы оперировать с ней как если бы она таковой являлась. Содержание (включая программное обеспечение) будет использоваться в качестве рекламы различных услуг, таких как поддержка, конгломерация, фильтрация и интеграция модулей содержания, или для обучения, или же оно станет сопутствующим продуктом для оплачиваемых услуг.
Возможно, наилучшим способом защиты для поставщиков содержания было бы разрабатывать саму эту ситуацию - распространять интеллектуальную собственность бесплатно с тем, чтобы продавать разнообразные услуги. Основная задача поставщиков состоит в том, чтобы определиться, за что стоит взимать плату, а что распространять бесплатно, с учетом того, как поступают другие поставщики и чего ожидают клиенты.

Это не этическое решение, это стратегия бизнеса. Вопрос состоит не в том, что законы об интеллектуальной собственности исчезнут, скорее, они станут менее значимыми при таком повороте событий. Бесплатое содержание и контрактные услуги при сильной защите интеллекуальной собственности будут процветать на обоих концах провода, но интеллектуальная собственность, которую легко скопировать, возможно, и будет копироваться, разрушая цену, существующую между двумя концами провода. Как уже было отмечено, большинство содержания превратится в разновидность рекламы - информация или развлекательные программы будут распространяться бесплатно, с тем чтобы привлечь внимание или породить интерес к неким последующим услугам, за которые можно взимать плату. Реклама зачастую имеет довольно незавидную репутацию, поскольку основная часть ее разрабатывается для широкого рынка. Но в компьютерном мире разговора с глазу на глаз реклама может производиться по индивидуальному заказу и отличаться более высоким качеством. Люди, у которых есть деньги, могут получать рекламу более высокого качества.
С другой стороны, усилия ведущих поставщиков содержания будут вознаграждены: значительная часть содержания будет разрабатываться и предоставляться под контракты об услугах либо между поставщиком и клиентом (высокая стоимость), либо между поставщиком и некоей третьей стороной в виде рекламодателя-спонсора (низкая стоимость), или же между "фильтровщиками" и клиентом (бесплатное содержание). Отметим, что стать одним из “ведущих поставщиков содержания” можно путем бесплатного распространения производимого содержания.
Сейчас мы пытаемся выяснить, что произойдет, когда эта и подобные ей тенденции усиляться. Как разработчики компенсируют создаваемые ими стоимости? Какое воздействие на рынок будет иметь почти бесплатное программное обеспечение и бесконечно умножающееся содержание? Какие бизнес-модели будут иметь успех? Мы рассмотрим несколько типов интеллектуальной собственности и несколько типов стоимости.

Что мы пытаемся сейчас сказать? Мы не говорим, что содержание ничего не стоит и что его можно получать бесплатно. Мы говорим, что поставщики содержания должны вести свой бизнес как если бы оно было бесплатно, а затем вычислить, как установить такие отношения с клиентами или разработать сопутствующие продукты и услуги, которые бы покрыли расходы на разработку содержания. Разработчик, который немедленно списывает расходы на разработку содержания - как если бы оно не имело стоимости - всегда обойдет того разработчика, который не знает, как покрыть эти расходы. Остальные же просто могут попробовать себя в других творческих начинаниях, таких как фильтровка содержания, организация различных форумов в режиме on-line, оценка разрабатываемого другими поставщиками содержания и т.д.

Представьте себе, что вы фермер и живете в ХIХ веке. Внутренняя ценность пищи никуда не исчезает, но при этом производить ее становится дешевле и дешевле, поэтому доля экономики, посвященной сельскому хозяйству, неизбежно сокращается. Лучше переключиться на промышленное производство или, по крайней мере, на обработку пищевых продуктов. Хотя ресторанчики Мак-Дональдс - это несколько рановато...

Медленное внедрение = длинный период полураспада

Короткий период полураспада рыночной стоимости содержания (в отличие от “фундаментальной стоимости”, какова бы она ни была) представляет собой новое явление. Полураспад - это термин, заимствованный из физики. Он имеет отношение к скорости, с которой распадаются активные частицы и которая имеет не линейную, а скорее экспотенциальную зависимость. То есть, ко времени х половина частиц в образце распадется, ко времени 2х распадутся три четверти частиц, и так далее. Перед вами концентрированная и упрощенная история: когда-то давно содержание было явлено физически - сначала в машинах и людях, которые умели что-то делать, затем в книгах, нотах, пластинках, газетах и каталогах, совсем недавно - в кассетах, дисках и других электронных средствах. Сначала информация не могла быть “скопирована” - она лишь могла быть снова овеществлена или перемещена. Люди могли делать новые машины или приборы, которые являлись копиями или улучшенными моделями оригинала; люди могли рассказывать что-то друг другу, делиться знаниями или техникой. (Процесс переовеществления носил кумулятивный характер, повторное использование ничего не отнимало у оригинала, но сам процесс требовал много времени и физических усилий).

Позднее, с появлением символов, бумаги и печатного пресса люди смогли копировать знание и распространять его при помощи “фиксированных” средств, театральные представления транскрибировались и воссоздавались при помощи нот или текстов. Машины стали производиться в промышленном масштабе.
С помощью таких механических и электронных средств интеллектуальная стоимость уже могла с легкостью воспроизводиться - и возникла потребность (или требование со стороны ее создателей) защищать интеллектуальную собственность. Новые законы позволили владельцам-создателям контролировать производство и распространение экземпляров их произведений. Хотя репродукция отличалась “легкостью”, тем не менее это был все же производственный процесс, а не нечто такое, что мог с легкостью сделать отдельный человек. Для этого требовалось время и деньги.

Быстрые копии = короткий период полураспада

Сейчас мы стоим перед новой ситуацией: сейчас человеку не только очень просто делать копии многих работ или использовать их содержание в новых работах, теперь их физическое проявление почти потеряло всякое значение. В компьютерных сетях почти любой фрагмент интеллектуальной собственности может быть почти мгновенно инстанциирован в любом конце света.
Контроль за распространением копий (некогда созданных автором или третьей стороной) становится сложной задачей. Вы можете либо очень плотно контролировать что-то, ограничивая круг распространения небольшой группой доверенных лиц, или же можете быть уверены, что рано или поздно ваш “продукт” выйдет на широкую не оплачивающую его аудиторию - если вы вообще заинтересованы в таковой.

Рыночное предложение, от которого вы не сможете отказаться

К обеспокоенности создателей содержания, стоимость их работы как правило не может быть признана без его широкого распространения. Это означает, что любой художник или производитель должен привлечь широкое внимание для того, чтобы заставить платить за копии, что означает, что вы должны дать первое представление, первые экземпляры книги или других продуктов вашей деятельности бесплатно в надежде покрыть эти расходы за счет последующих работ. Но сама широта распространения сокращает возможности контроля производителя. В принципе, контролировать распространение и взимать плату за такие работы возможно, но это становится все более и более проблематично. Люди хотят платить за то, что является редкостью - за персональное представление или выполнение индивидуальной заявки, или же за какие-либо осязаемые проявления, которые нельзя с легкостью репродуцировать (естественные или искусственные, вот почему, например, нумеруются литографии).

Задача состоит в том, чтобы контролировать не копии, а отношение с клиентом - подписку. И зачастую это именно то, чего хочет клиент, поскольку он видит в этом гарантию непрерывной подачи надежного и своевременного содержания.
Конечно, вы можете установить некую не слишком высокую цену на массовые копии, что скорее всего и произойдет (и метрические схемы позволят продавцам устанавливать, в соответствии с использованием или пользователями цену стоимости, а не копии). Но является ли это платой за содержание или же за доставку содержания? Мы рассчитываем, что рекламодатели будут взимать плату за содержание; продвижение такого содержания и использование его популярности - это один из немногих способов, при помощи которых они могут привлечь к себе внимание в мире, переполненном информацией.

Роза - это роза - это роза...

Для создателей еще “худшим” обстоятельством даже по сравнению с умножением разнообразных заказных продуктов станет подъем реального эффективного рынка информации. Раньше содержание было незаменимым, какую-то его часть заменить на другую было невозможно. На самом же деле большая часть информации не является столь уникальной, как хотели бы ее создатели - если, конечно, вы можете найти альтернативную информацию.

Разбивание информации на компоненты не является чем-то принципиально новым, это именно то, что происходит всякий раз, когда автор обговаривает условия контракта со своим агентом и когда агент обсуждает контракт с издателем, обговаривая ряд прав. Конвенция распределяет пропорции между стоимостями различных компонентов, но эти пропорции с течением времени изменяются. (Вспомните, например, то, что случилось с различными системами скидок при продаже пакетов компьютерного обеспечения).

В мире компьютерного обеспечения становится все легче определять и находить (или создавать) эквивалентные продукты. Никому не известные продавцы, которые смогут гарантировать функциональность или которые имеют разрешенные к продаже надежные тестирующие или другие услуги следующего поколения, вытеснят цены лидеров рынка. Конечно, лидеры (такие как Microsoft) в конце концов выиграют, поскольку они могут использовать почти бесплатное содержание для того, чтобы продавать сопутствующие продукты или новые модернизированные версии, или потому, что они инвестировали в каналы распространения (хотя они ими и не владеют).

Все труднее и труднее станет либо возмещать функциональность продукта, либо, что более важно, прилагать решение в некой отдельной проблеме, использующей более эффективную автоматическую технику программирования и составленную из отдельных компонентов.

Определение проблемы (а не ее решение) - это редкость ресурсов.
Что касается деловой информации, то станет легче находить именно ту информацию, которую вы искали, ключевым станет не производство информации, а ее нахождение и интерпретация.

В области искусства и развлечений содержание по-прежнему будет иметь уникальный характер, но плата за нее будет иметь тенденцию к снижению по мере того, как все большее и большее количество творцов будет вступать в соревнование за право привлечь внимание публики, используя при этом недорогие и простые в использовании производственные инструменты. Все большее количество художников станет находить свои аудитории в пределах своего сообщества - географического или сетевого, не выходя на более высокий уровень. Местные ограничения к участию не будут высоки, но конкуренция на мировом уровне будет очень сильной. Существуют, конечно же, отдельные кинозвезды или произведения искусства, которые не могут быть никем и ничем заменены, но основная часть индустрии развлечений - помочь людям провести время, что не является уникальным. Как отметил Марк Стальман из NewMedia Associates, люди бездумно оценивают развлечения по-часовым методом.

Потерянный рай?

Мысль о том, что интеллектуальная собственность может потерять свою стоимость, приводит в ужас большинство владельцев-создателей таковой, но эта ситуация не так уж нова. На самом деле, это уже происходит сейчас, и в довольно значительной степени характерно для производства программного обеспечения. Большая часть программного обеспечения становится предметом потребления, не потому, что его легко дублировать, а потому, что на него можно с легкостью сбить цену. Клиенты начинают искать оригинальный продукт, и это вызывает понижение цен, поскольку производители альтернативного, более дешевого продукта стремятся таким образом получить долю рынка, а производители оригинала, понижая цены, пытаются сохранить свою.
Вопрос состоит не в том, справедливо ли взимать плату за нечто, что может быть доставлено без каких-либо добавочных затрат. Скорее, вопрос состоит в том, как мы должны распределить цену разработки этой стоимости среди тех, кто получает от этого выгоду. Каким образом следует распределять вознаграждение за это? Следует ли нам предположить, что затраты должны быть покрыты в течение года или же вообще никогда? Действительно ли пользователям выгодно работать с почти бесплатным программным обеспечением? Или же все-таки для них это не так выгодно, потому что они обнаруживают и сообщают о разнообразных недостатках и недоработках, которые затем исправляются с тем, чтобы последующие пользователи работали с улучшенным программным обеспечением? Форумы в режиме on-line, собирают ли они пользователей или поставщиков, и как им следует платить?

Обретенный рай

В целом, на каждом рынке по всей вероятности есть несколько своих лидеров, которые создают и защищают содержание с высокой степенью идентичности (возможно, продвигая его одновременно с бесплатным содержанием). Другим участникам данного рынка, продающим содержание в качестве имущества, придется довольно трудно, и они попытаются найти новые способы получения вознаграждения за свою креативность. “Владение” интеллектуальной собственностью подобно владению землей: в нее постоянно надо вкладывать деньги для того, чтобы получить материальную отдачу, нельзя просто сидеть и получать ренту. Некоторым такое положение вещей может показаться несправедливым. Конечно, это так, если вы выросли на старых правилах и не хотите играть в новую игру. Но если вы возьмете отдельно эти новые правила, вы обнаружите, что они имеют некий привкус моральности - ведь люди будут вознаграждаться за свои личные усилия - процессы и услуги, - а не за владение имуществом. Возникнет более тесная связь между личностью и вознаграждением, корпорации не могут владеть креативностью творческой личности (хотя они могут заключить контракт с этим человеком).

Законы все равно сохранят свою силу и будут лежать в основе контрактов в области распространения и использования информации и членства в электронных сетях, но система отношений будет определять гораздо больший спектр проблем, нежели перемещение интеллектуальной собственности. Это сходно с существованием правил, которые определяют владение землей, но при этом бизнес в области недвижимости все более и более строится на местоположении (т.е. не на размере земельного участка, а на существующей вокруг него инфраструктуре и на существовании других объектов недвижимости вокруг него) и на дополнительных условиях и обязательствах. Конечно, собственность на землю имеет значение, но вряд ли сегодня она является наиболее важным фактором в области недвижимости.

Перевод текста: Intellectual Property on the Net

On-line коллекции медиа-искусства / Арт-активизм / Mailing list(s) / Network проекты / Сетевые радиостанции / E-zin(s)

Streaming media / VRML-art / Flash-Direct / ASCII / Java

© Информационно-исследовательский центр "МедиаАртЛаб".

Тел.: (095) 956-22-48
Тел./факс: (095) 291-21-72
E-mail: mediaforum@danet.ru

Медиа-арт Медиа-институции Медиа-события   Медиа-сообщества   Медиа-технологии Библиотека


© 2001—2024 @Division.ru