ENG

RUS


   


   


Tatyana Balahovskaya
The History of the Technical Development of Video and Computer Studios in Russia (1994)

Язык оригинала: русский

What is called today computer animation was born about 15 years ago, when machine graphics, that is illustrating scientific calculations curves, drawn of rolls of special paper, came to be shown on the screens of computer monitors. The first software for production of such pictures actually copied already existing plotter packages, for the first monitors were indeed “oscillograhs”, rather than TV screens, and one could move green dots on the screen as pen on paper.

In late 1970s practically usual television monitor was linked to the computer, which started the age of synthetic images. At first the new technology was used to old ends - to make diagrammes and graphics, later for visualization and processing of scientific data, which previously nobody had thought to present as a picture, and finally real images - photographs - were introduced into computer.

First systems of image processing appeared in Russia in 1980. Some research institutes contrived to acquire French machines Sitrim and Pericolor. One of them was owned by GOSNITSIPR, an institution where air-shots of the Earth’s surface were processed, the other by the Institute of Space Research, where space photographs and satellite data was visualized. A number of secret research bureaus developped video systems for various military purposes - monitoring, object identification, training etc.

In 1980 Soviet troops entered Afganistan; this event turned out to be of crucial importance for the development of computer technology in our country: the West put an embargo on export of computer technology into the USSR, and our science was forced into isolation. Meanwhile in the rest of the world the number of personal computers soared up and various graphic supplements were developed, that is why when in 1991 the curtain was slightly raised, we saw an absolutely different world.

Some echos of that world came to us even during the period of stagnation, but it was not always, that we could properly identify them. For example, after the exhibition “Communication’ 86" the Central Television purchased computer editing system Bosch FGS -4000. More and more complex effects appeared on our TV screens as the TV’s personnel got acquainted with the system’s capacities. In 1989 computer animation came to our TV screens : the programme “Detsky Chas” came out with a charming still - a game of two lamps with a many-coloured ball. Practically no one knew, that they watched one of the first works by the studio Pixar “Luxo Junior”, the clip, now considered classical.

In 1991 several events brought about a drastic change in this sphere. One of them was “Graphicon’ 91", a conference on computer animation, organized in Moscow by the Institute of Applied Mathematics with support of ACM Siggraph. It included the first in this country exhibition of image processing systems, screening of computer films and notably, a series of lectures and seminars by leading specialists from Europe and America. Two exhibitions of computer art were held within the conference’s programme: one brought from the United States and one from Russia. Thanks to Graphicon our eyes opened to possibilities of computer animation.

Soon a means to realize these possibilities turned up : through the weakening iron curtain there started to penetrate into Russia IBM PC 386 computers, together with 3D studio programmes and Animator Pro, the first animation packages for personal computers. Creation of on- screen moving three dimenisonal objects ceased to be the privilege of expensive specialized systems owners and became possible for many.

A marvellous coincidence - practically at that very moment there emerged the demand for computer graphics. After the August putch the state system changed, market economy brought about the need for advertising. It turned out, that to create a video studio is much more expensive and difficult, that to buy a 386 computer and smuggle a 3d studio package; in result small advertisement companies multiplied, and gilded logos filled our TV screens. Computer animation in Russia started with a boom.

No wonder, that in such situation a way to avoid the embargo was promptly found. Already a year later, at Graphicon’ 92 the first legally brought to Russia Silicon Graphics station was presented. It was demonstrated by the company Render Club, which became the first distributor of this technology in our country. Soon after a number of powerful soft/hardware vendors started selling animation complexes. Studios had to choose between different platforms and packages. After the embargo was finally lifted, one could find on the Russian market even the most costly specialized equipment. Several months after Graphicon’ 92, in Spring 1993 in Moscow was held the first festival Anigraph. In fact, it was the exhibition of equipment for computer graphics, animation and special effects. There, apart from various graphic stations, one could see professional non-linear editing system Quantel. By the end of the year all variants of computer studios - from the simplest amateur ones to specialized systems for big TV channels - found their distributors in Russia.

The history of computer studios in Russia was described in detail by Sergei Novoseltsev in his series of articles “Multimedia in three dimensions” (Computer press, 1993, No 1, 2, 3. He listed the most productive for the moment companies, their technical facillities, clips and other works, which they had produced. The greater part of them still actively work, although in general the situation is very dynamic. Studios collapse, merge, change names and addresses. This article is too small to itemize this area : it is a task for a reference book. The magazine “Virtual Worlds” plans such a guide, and we hope, that the relevant information will be gathered in due time.

Recently a permanent festival of computer animation TeleGraph was founded. The festival will help to throw light on the developments in this sphere not only in Moscow and St.Petersburg, but, which is of special importance, in the provinces. The festival successfully started its work, the first competition was held in March 1995. The festival’s work will be covered in a special regular TV programme and in the magazine “Virtual Worlds”.

In Russian: История технического развития видео и компьютерных студий в России

On-line коллекции медиа-искусства / Арт-активизм / Mailing list(s) / Network проекты / Сетевые радиостанции / E-zin(s)

Streaming media / VRML-art / Flash-Direct / ASCII / Java

© Информационно-исследовательский центр "МедиаАртЛаб".

Тел.: (095) 956-22-48
Тел./факс: (095) 291-21-72
E-mail: mediaforum@danet.ru

Медиа-арт Медиа-институции Медиа-события   Медиа-сообщества   Медиа-технологии Библиотека


© 2001—2019 @Division.ru

ENG

RUS


   


   
Библиотека

Татьяна Балаховская
История технического развития видео и компьютерных студий в России (1994)

Язык оригинала: русский

То, что сегодня называется компьютерной анимацией, родилось лет пятнадцать назад, когда машинная графика - то есть кривые, иллюстрирующие научные вычисления, которые рисовались на рулонах специальной бумаги, начали выводиться на экран монитора вычислительной машины. Первые программы для производства таких картинок по сути копировали уже разработанные пакеты управления графопостроителями, тем более, что первые мониторы были не “телевизорами”, а “осциллографами” и зеленую точку на экране можно было двигать, как перо движется по бумаге.

В конце семидесятых годов к компьютеру был подсоединен растровый, то есть практически обычный телевизионный монитор, и началась эра синтетических изображений. Сначала новую технику пытались использовать для старых целей - построения графиков и диаграмм, затем - для визуализации и обработки научных данных, которые прежде никому в голову не приходило представить в виде картинки; наконец в компьютер ввели реальные изображения - фотографии.
Первые системы обработки изображений появились в России в 1980 году. Это были французские машины Sitrim и Pericolor, которые удалось раздобыть некоторым научно-исследовательским институтам. Одна из них оказалась в Госниципре, где обрабатывались аэрофотосъемки земной поверхности, другая - в Институте Космических Исследований, где визуализировались космические фотографии и данные со спутников. В ряде закрытых учреждений разрабатывались видеосистемы для различных военных целей - мониторинга, распознавания объектов, тренажеров и т. п.

В декабре 1980 года советские войска вошли в Афганистан, и это событие оказало серьезнейшее воздействие на развитие вычислительной техники в нашей стране: на ввоз современных компьютеров было наложено эмбарго и наша наука вынуждена была десять лет вариться в собственном соку. Во всем мире именно в этот период росло число персональных компьютеров и развивались графические приложения, поэтому, когда в 1991 году занавес приоткрылся мы оказались перед лицом совершенно нового мира.

Некоторые отголоски этого мира заглядывали к нам и во времена застоя, но мы не всегда узнавали их. Например , в результате выставки “Связь-86” на Центральном телевидении появилась компьютерная монтажная система Bosch FGS-4000. По мере освоения персоналом возможностей этой системы на экранах наших телевизоров стали появляться все более сложные эффекты. А в 1989 году на экранах наших телевизоров появилась компьютерная анимация: передача “Детский час” вышла с прелестной заставкой - игрой двух ламп с разноцветным мячом. Практически никто не знал, что видит одну из первых работ студии Pixar “Luxo Junior”; сейчас этот клип считается классическим.

Коренной перелом в интересующей нас области произошел в 1991 году в результате сразу нескольких событий. Первым из них стал “Графикон-91” - конференция по компьютерной графике, организованная в Москве Институтом Прикладной Математики при содействии и поддержке ACMSiggraph. Впервые в стране состоялась выставка систем обработки изображений, просмотр компьютерных фильмов и главное - серия лекций и семинаров, проведенных ведущими специалистами из Европы и Америки. Параллельно в рамках конференции прошли две выставки компьютерного искусства: привезенная из США и собранная в России. Благодаря Графикону у нас открылись глаза на возможности компьютерной анимации.

Вскоре появилось средство реализовать эти возможности: сквозь слабеющий железный занавес в Россию стали проникать компьютеры IBM PC 386 и программы 3DStudio и AnimatorPro - первые анимационные пакеты для персоналок. Создание на экране движущихся трехмерных объектов перестало быть привилегией специализированных дорогих систем и оказалось доступным многим.

И - удивительное совпадение - практически в тот же момент возник спрос на компьютерную графику: после августовского путча изменилась государственная система; начало перехода к рыночной экономике породило потребность в рекламе. Оказалось, что создание видеостудии куда сложнее и дороже, чем покупка 386-го компьютера и нелегальная добыча пакета 3DStudio; в результате небольшие рекламные конторы стали расти как грибы после дождя, а по экранам наших телевизоров залетали позолоченные логотипы. Компьютерная анимация в России сразу началась с бума.

Неудивительно, что в таких условиях нашлись способы обойти эмбарго. Уже через год на Графиконе-92 была выставлена впервые легально привезенная в Россию станция Silicon Graphics. Ее продемонстрировала компания Render Club, ставшая первым дистрибьютером этой техники в нашей стране. Вскоре целый ряд мощных фирм-поставщиков компьютерного оборудования развернули продажу анимационных комплексов. Студии оказались перед выбором между различными платформами и программными пакетами. После окончательной отмены эмбарго на российском рынке появилась возможность приобрести даже самое дорогое специализированное оборудование. Через несколько месяцев после Графикона-92, весной 1993 года в Москве прошел первый фестиваль Аниграф. Фактически это была выставка оборудования для компьютерной графики, анимации и телевизионных спецэффектов. На ней помимо различного рода графических станций можно было увидеть профессиональную систему нелинейного монтажа Quantel. К концу года все варианты компьютерных студий - от самых простых, любительских до специализированных систем для крупных телевизионных каналов - нашли своих дистрибьютеров в России.

Историю возникновения и развития компьютерных студий в России подробно описал Сергей Новосельцев в серии статей “Мультимедиа в трех измерениях” (КомпьютерПресс NN 1,2,3 за 1993 год). Он перечислил наиболее продуктивные на тот момент компании, их техническое оснащение, выполненные ими клипы и заставки. Большая часть их до сих пор активно действует, однако в целом ситуация крайне динамична. Студии распадаются, сливаются, меняют названия и адреса. Сегодня мы не решаемся в рамках небольшой статьи привести подробные сведения о том, кто, что и как делает в этой области: это уже материал для настоящего справочника. Работу по подготовке такого справочника планирует журнал “Виртуальные Миры”, мы надеемся, что сбор информации удастся провести достаточно быстро.

Недавно был основан постоянно действующий фестиваль компьютерной анимации “Теле-Граф”. Его работа также способствует прояснению ситуации в нашей области не только в Москве и Петербурге, но и, что особенно важно, в регионах. Фестиваль успешно начал свою работу, в марте 1995 состоялся первый конкурс; деятельность фестиваля будет освещаться в специальной регулярной телепередаче, и в журнале “Виртуальные Миры”.

Перевод текста: The History of the Technical Development of Video and Computer Studios in Russia

On-line коллекции медиа-искусства / Арт-активизм / Mailing list(s) / Network проекты / Сетевые радиостанции / E-zin(s)

Streaming media / VRML-art / Flash-Direct / ASCII / Java

© Информационно-исследовательский центр "МедиаАртЛаб".

Тел.: (095) 956-22-48
Тел./факс: (095) 291-21-72
E-mail: mediaforum@danet.ru

Медиа-арт Медиа-институции Медиа-события   Медиа-сообщества   Медиа-технологии Библиотека


© 2001—2017 @Division.ru