ENG

RUS


   


   
Библиотека

Татьяна Балаховская
История технического развития видео и компьютерных студий в России (1994)

Язык оригинала: русский

То, что сегодня называется компьютерной анимацией, родилось лет пятнадцать назад, когда машинная графика - то есть кривые, иллюстрирующие научные вычисления, которые рисовались на рулонах специальной бумаги, начали выводиться на экран монитора вычислительной машины. Первые программы для производства таких картинок по сути копировали уже разработанные пакеты управления графопостроителями, тем более, что первые мониторы были не “телевизорами”, а “осциллографами” и зеленую точку на экране можно было двигать, как перо движется по бумаге.

В конце семидесятых годов к компьютеру был подсоединен растровый, то есть практически обычный телевизионный монитор, и началась эра синтетических изображений. Сначала новую технику пытались использовать для старых целей - построения графиков и диаграмм, затем - для визуализации и обработки научных данных, которые прежде никому в голову не приходило представить в виде картинки; наконец в компьютер ввели реальные изображения - фотографии.
Первые системы обработки изображений появились в России в 1980 году. Это были французские машины Sitrim и Pericolor, которые удалось раздобыть некоторым научно-исследовательским институтам. Одна из них оказалась в Госниципре, где обрабатывались аэрофотосъемки земной поверхности, другая - в Институте Космических Исследований, где визуализировались космические фотографии и данные со спутников. В ряде закрытых учреждений разрабатывались видеосистемы для различных военных целей - мониторинга, распознавания объектов, тренажеров и т. п.

В декабре 1980 года советские войска вошли в Афганистан, и это событие оказало серьезнейшее воздействие на развитие вычислительной техники в нашей стране: на ввоз современных компьютеров было наложено эмбарго и наша наука вынуждена была десять лет вариться в собственном соку. Во всем мире именно в этот период росло число персональных компьютеров и развивались графические приложения, поэтому, когда в 1991 году занавес приоткрылся мы оказались перед лицом совершенно нового мира.

Некоторые отголоски этого мира заглядывали к нам и во времена застоя, но мы не всегда узнавали их. Например , в результате выставки “Связь-86” на Центральном телевидении появилась компьютерная монтажная система Bosch FGS-4000. По мере освоения персоналом возможностей этой системы на экранах наших телевизоров стали появляться все более сложные эффекты. А в 1989 году на экранах наших телевизоров появилась компьютерная анимация: передача “Детский час” вышла с прелестной заставкой - игрой двух ламп с разноцветным мячом. Практически никто не знал, что видит одну из первых работ студии Pixar “Luxo Junior”; сейчас этот клип считается классическим.

Коренной перелом в интересующей нас области произошел в 1991 году в результате сразу нескольких событий. Первым из них стал “Графикон-91” - конференция по компьютерной графике, организованная в Москве Институтом Прикладной Математики при содействии и поддержке ACMSiggraph. Впервые в стране состоялась выставка систем обработки изображений, просмотр компьютерных фильмов и главное - серия лекций и семинаров, проведенных ведущими специалистами из Европы и Америки. Параллельно в рамках конференции прошли две выставки компьютерного искусства: привезенная из США и собранная в России. Благодаря Графикону у нас открылись глаза на возможности компьютерной анимации.

Вскоре появилось средство реализовать эти возможности: сквозь слабеющий железный занавес в Россию стали проникать компьютеры IBM PC 386 и программы 3DStudio и AnimatorPro - первые анимационные пакеты для персоналок. Создание на экране движущихся трехмерных объектов перестало быть привилегией специализированных дорогих систем и оказалось доступным многим.

И - удивительное совпадение - практически в тот же момент возник спрос на компьютерную графику: после августовского путча изменилась государственная система; начало перехода к рыночной экономике породило потребность в рекламе. Оказалось, что создание видеостудии куда сложнее и дороже, чем покупка 386-го компьютера и нелегальная добыча пакета 3DStudio; в результате небольшие рекламные конторы стали расти как грибы после дождя, а по экранам наших телевизоров залетали позолоченные логотипы. Компьютерная анимация в России сразу началась с бума.

Неудивительно, что в таких условиях нашлись способы обойти эмбарго. Уже через год на Графиконе-92 была выставлена впервые легально привезенная в Россию станция Silicon Graphics. Ее продемонстрировала компания Render Club, ставшая первым дистрибьютером этой техники в нашей стране. Вскоре целый ряд мощных фирм-поставщиков компьютерного оборудования развернули продажу анимационных комплексов. Студии оказались перед выбором между различными платформами и программными пакетами. После окончательной отмены эмбарго на российском рынке появилась возможность приобрести даже самое дорогое специализированное оборудование. Через несколько месяцев после Графикона-92, весной 1993 года в Москве прошел первый фестиваль Аниграф. Фактически это была выставка оборудования для компьютерной графики, анимации и телевизионных спецэффектов. На ней помимо различного рода графических станций можно было увидеть профессиональную систему нелинейного монтажа Quantel. К концу года все варианты компьютерных студий - от самых простых, любительских до специализированных систем для крупных телевизионных каналов - нашли своих дистрибьютеров в России.

Историю возникновения и развития компьютерных студий в России подробно описал Сергей Новосельцев в серии статей “Мультимедиа в трех измерениях” (КомпьютерПресс NN 1,2,3 за 1993 год). Он перечислил наиболее продуктивные на тот момент компании, их техническое оснащение, выполненные ими клипы и заставки. Большая часть их до сих пор активно действует, однако в целом ситуация крайне динамична. Студии распадаются, сливаются, меняют названия и адреса. Сегодня мы не решаемся в рамках небольшой статьи привести подробные сведения о том, кто, что и как делает в этой области: это уже материал для настоящего справочника. Работу по подготовке такого справочника планирует журнал “Виртуальные Миры”, мы надеемся, что сбор информации удастся провести достаточно быстро.

Недавно был основан постоянно действующий фестиваль компьютерной анимации “Теле-Граф”. Его работа также способствует прояснению ситуации в нашей области не только в Москве и Петербурге, но и, что особенно важно, в регионах. Фестиваль успешно начал свою работу, в марте 1995 состоялся первый конкурс; деятельность фестиваля будет освещаться в специальной регулярной телепередаче, и в журнале “Виртуальные Миры”.

Перевод текста: The History of the Technical Development of Video and Computer Studios in Russia

On-line коллекции медиа-искусства / Арт-активизм / Mailing list(s) / Network проекты / Сетевые радиостанции / E-zin(s)

Streaming media / VRML-art / Flash-Direct / ASCII / Java

© Информационно-исследовательский центр "МедиаАртЛаб".

Тел.: (095) 956-22-48
Тел./факс: (095) 291-21-72
E-mail: mediaforum@danet.ru

Медиа-арт Медиа-институции Медиа-события   Медиа-сообщества   Медиа-технологии Библиотека


© 2001—2017 @Division.ru